Словарный запас современных детей, к сожалению, недостаточно богат и разнообразен. Дети перестали читать сказки, рассказы о жизни своих сверстников, о дружбе, взаимоотношениях. Ребята совсем не играют в сюжетные и подвижные игры ( «Дочки-матери», « Магазин», «Больница», «Третий лишний», «Вышибалы»), да и общаются между собой только по поводу компьютерных игр и гаджетов. В эпоху научно-технического прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых непонятны и труднопроизносимы. Современный дошкольник знает, что такое лайк, игнор, пранк, фейк, назовет вам всех персонажей компьютерных игр, но не сможет пересказать простой рассказ или сказку или придумать предложение по картинке. Многие родители мало озабочены состоянием словаря ребенка, но ведь чем богаче у малыша словарный запас, тем полноценнее его устная речь, тем лучше он овладеет грамотным письмом.
Предлагаю мамам и папам поиграть с ребенком в словесные игры, не отвлекаясь от домашних дел, а по дороге в детский сад, магазин, школу. Игры просты, не требуют какой-либо подготовки, но интересны для малыша, развивают его внимание, память, учат думать, размышлять, обобщать, обогащают словарный запас.
Один – много.
Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок –во множественном : стул – стулья, врач – врачи, человек – люди, дом - дома, окно -окна, ведро - вёдра, море - моря, ваза - вазы, конфета – конфеты, ухо- … Напишите в комментариях, у кого ребенок сразу сказал «уши» . Зачем можно поиграть в игру Много-один : стулья –стул и т.д
Волшебник.
Берем в руки «волшебную палочку» и превращаем большие предметы в маленькие. Малыш прикасается палочкой к предметам и «уменьшает» их: дом – домик, палец-пальчик, машина – машинка, корзина-корзинка, коробка-коробочка, окно-окошко, пальто-пальтишко, платье-платьице, дорога –дорожка, качели-качельки. Можно также «увеличить» предметы –нос –носище, дом –домище, сапоги –сапожищи, рука- ручища, нога –ножища. Обращаем внимание ребенка на то, что не все предметы можно уменьшить или увеличить.
Я знаю пять имен.
Ребенок шагает и на каждый шаг называет имя девочки(мальчика)– Маша -раз, Аня-два, Катя- три, Настя - четыре, Полина - пять . Называть можно не только имена – названия домашних или диких животных, зимующих и перелетных птиц, цветов, деревьев, овощей, фруктов, виды посуды, мебели, марки машин и т.д.
Обобщаем.
Вы называете: колокольчик, ромашка, ландыш. Ребенок должен обобщить – это цветы. Чашка, чайник, тарелка – это посуда. Свекла, огурец, помидор – это овощи. Платье, жилетка, джинсы – одежда. Шляпа, кепка, бескозырка – головные уборы. Пенал, тетрадь, учебник – школьные принадлежности. Электричка, автобус, трамвай – это транспорт.
Скажи наоборот.
Высокий – низкий, тяжелый – легкий, узкий-широкий, грязный-чистый, больной – здоровый, горячо – холодно, вверх – вниз, поднять –опустить, давать – брать, веселиться –грустить.
Аналогии.
Называйте ребенку предмет, а он придумывает аналогии, которые у него возникли с этим предметом. Например: стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки, Дед Мороз – Новый год.
Соберем слова в корзинку.
Ребенок складывает пальцы рук в «корзинку» и вспоминает все слова на звук М, например: мартышка, машина, моль, морковь, магазин, мороженое, мочалка, музыка.
Найди лишнее слово
Мама говорит: «В огороде растут: огурец, морковка, матрешка, лук». Ребенок называет лишнее слово или хлопает в ладоши, когда услышит слово, которое не подходит. Это наиболее простой вариант, подходит для трехлеток. Для дошкольников постарше игра посложнее – В лесу живут : медведь, белка, зебра, еж. В поле паслись корова, заяц, коза, овца. Мама купила молоко, масло, сыр, колбасу. Саша положил в портфель яблоко, учебник, пенал, тетрадь.
Я вижу что-то…
Я вижу что-то черное (белое, зеленое и т.д) – отыскиваем глазами все черные предметы и называем их.
Назови части предметов.
Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц. Чайник состоит из носика, ручки, донышка, крышки и стенок. Грузовик –из кабины, кузова, колес. А у кабины есть окна, дверцы, фары, руль. И т.д (можно спросить про дом, дерево, самолет, корабль…) Если ребенок затрудняется , начните перечислять детали предмета, а малыш продолжит : у стула есть сиденье и…..
Чем похожи?
Чем похожи елка и кактус? У них есть иголки. Что общего у птички и самолета? У них есть крылья. Что общего у рыбы и парохода? Они плавают.
Что произойдет, если…
Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду? А если исчезнут все деревья? Исчезнет солнце? Выслушайте ответы ребенка. Некоторым вы удивитесь сами. Такая игра учит мыслить.
Найди ошибку
Взрослый произносит фразы с логическими или грамматическими ошибками. Ребенок исправляет. Каша ест Машу. Машинка играет в Павлика. Мячик уронил в речку Таню. Сок пьет мальчика. И посложнее : Над деревом мышиная норка. Весной опадают листья. Собака вышла в будку.
Какой, какая, какое?
Взрослый называет какой-нибудь предмет, а ребенок называет как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету. Белка — пушистая, рыжая, шустрая, маленькая, красивая. Платье (какое?) — летнее, нарядное, бальное, новое, старое, длинное, короткое, голубое. Тарелка – глубокая, мелкая, фарфоровая, стеклянная, белая. Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная. Мяч — резиновый, круглый, большой, футбольный, теннисный. Дом — деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.
Угадай по описанию.
Взрослый загадывает предмет (овощ, фрукт, игрушку, мебель, время года, дикое или домашнее животное ) и называет лишь его признаки . Например, он желтый, овальный, кислый, полезный. (лимон). Он белый, сладкий, квадратный (сахар), она старенькая, добрая, любимая (бабушка)
Каким что бывает?
Предлагаем малышу подумать и сказать, что бывает: зелёным — огурец, крокодил, листья, цветы, ель, краска, сигнал светофора, нитки; широким — река, дорога, лента; новым — шуба, платье, автомобиль, журнал, мебель; маленьким — котёнок, мышка, лисёнок, брат, хомячок, мальчик; вкусным — конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное; пушистым — белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса; холодным — чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, мороженое; высоким — дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура; круглым — стол, мяч, апельсин, яблоко. Игра учит классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу.
Поймай звук
Взрослый называет разные звуки, ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши на заданный звук (например, звук З): к-и-з-п-ш-с-в-з-з-м-с-р-з-и-д-ш-з…
Прыг-хлоп.
Игра будет полезна детям, который путают звуки. Взрослый называет слова на смешиваемые звуки, например, Р-Л или С-Ш : рама-лук-радуга-Рома-лампа-работа-лыжи-лодка- локоть- рука- лопата-радио-ручей. На звук Л ребенок прыгает, на звук Р –хлопает в ладоши. Задание можно усложнить, если заданный звук будет в конце или середине слова : муравей- парус-палка-полка-белка-мел-помидор-забор-барабан-дятел
Прошагай слово
Игра полезна для детей, которые искажают слова, пропуская или переставляя звуки слоги.
Малыш произносит слово по слогам ( сначала простое, из 2-3 слогов) и на каждый слог делает шаг: му-ха, мо-ло-ко, сказ-ка, пись-мо, те-ле-фон. Шагаем до тех пор, пока не получится правильно произнести слово.
О чем говорит улица.
Игра развивает слуховое внимание. На улице, во время прогулки попросить сына или дочь закрыть глаза и минуту-две послушать звуки улицы. Спросить, что услышали – шум или сигналы машин, пение птиц, разговор людей, крики детей, собачий лай, шуршание листвы. Можно поиграть в игру «О чем говорит комната». Ребенка оставляем одного в комнате и просим запомнить звуки, которые он услышит. Затем можно похлопать дверями, уронить что-то, включить воду, помешать ложкой чай, потопать, включить телевизор, пошуршать бумагой, разорвать ее. Малыш называет звуки, которые услышал.
Все игры будут интереснее, если играет не один, а 2-3 ребенка. Появляется элемент соревнования. Надеюсь, что и вдвоем с малышом вам будет не скучно идти в детский сад не молча, а играя. Дорогие читатели, а в какие игры играете вы со своими детьми на улице?