Найти тему
DataFilm.info - всё о кино

«Зеркало» ‒ лучшая работа Андрея Тарковского

Оглавление

Андрей Тарковский возродил из пепла жанр артхауса. Его фильмы многие не понимали, некоторые и не признавали. Однако из всех работ есть одна, которая ярким пятном выделяется из всей фильмографии режиссера. Лента «Зеркало» посвящена самому Андрею, его отцу-поэту и жизни каждого советского человека.

Автобиография в кино

Андрей Тарковский ‒ признанный гений артхаусного отечественного кино. Лента «Зеркало» относится к этому же жанру.

Сюжет разворачивается вокруг умирающего поэта Алексея. В фильме он показан во времена, когда был ребенком и подростком. А вот когда речь идёт о взрослом герое, зритель слышит лишь его голос. При этом, в картине описаны и исторические события, как отечественные, так и мировые, от гражданской войны в Испании, до запуска первых стратостатов в СССР.

Это автобиографическое кино. Главный герой здесь ‒ отец Андрея Тарковского, Алексей. Главная женская роль была также отдана его матери ‒ Марии Вишняковой. Она сыграла мать Алексея.
Кадр из фильма "Зеркало"
Кадр из фильма "Зеркало"

Сам Андрей Тарковский говорил, что хотел в этом фильме рассказать о своих чувствах, восприятии тех или иных событий, как личных, так и общественных. Признание «Зеркала» режиссер связывал с тем, что кино ‒ действительно интимный и очень личный вид искусства, где эмоциональность на экране является важнейшей частью произведения.

Кино объединило воспоминания из детства Андрея, рассказы его матери. Отец Тарковского хоть и не снимался в ленте, именно его голосом звучат его же стихотворения, которые единым лейтмотивом объединяют всю киноленту.

Кадр из фильма "Зеркало"
Кадр из фильма "Зеркало"

Трудности съемки фильма

Фильм имеет нелинейную структуру. События переносятся в 1935-й год, потом в семидесятые, а финал ‒ это воспоминания Марии о муже.

Идея фильма родилась в 1967-м году. Были написаны сценарии отдельных фрагментов, которые позже предстояло скомпоновать вместе. Уже во время съемочного процесса были созданы и изменены некоторые эпизоды. Так, например, Тарковский отказался от интервью с матерью, при этом, расширив роль Марии Тереховой. Сценаристы каждый день приходили на съемочную площадку с новыми записями, фрагменты менялись сразу же во время работы, иногда даже по несколько раз.

Кадр из фильма "Зеркало"
Кадр из фильма "Зеркало"

Когда все эпизоды были отсняты, Тарковский предложил создать карточки с их названиями, чтобы понимать, как собрать их в единое целое. Их получилось тридцать два, каждый имел своё название. Решение не могли найти долго, около двадцати дней карточки перекладывались в разные кармашки, однако каждый раз один или несколько фрагментов не вписывались в общую канву. В итоге одним из монтажёров было предложено вынести фрагмент «Я могу говорить» в пролог, которого изначально не должно было быть, и тогда последовательность получилась гармоничной, а сам фильм ‒ законченным.

Кино для каждого и о каждом

Несмотря на описанные годы войны, личные переживания и потери, сам Тарковский говорил, что фильм возвращает и его, и зрителя в детство. Прекрасное и счастливое, несмотря на страхи, проблемы и лишения. Каждый найдёт в ней что-то своё: история развода Алексея с женой, жизнь маленького Игната между двух огней, отношения взрослого сына с матерью.

Изначально «Зеркало» было представлено узкому кругу зрителей из-за острой политической подоплеки. По приказу Председателя Госкино в прокат лента вышла также очень ограниченным тиражом. Но уже спустя шесть лет фильм был признан одним из лучших и получил награду «Давид ди Донателло» в Италии.

Кадр из фильма "Зеркало"
Кадр из фильма "Зеркало"

В «Госкино» фильм также обещали отправить на Каннский фестиваль. Дважды решение откладывалось и «Зеркало» так и не приняло участие в конкурсе. Однако лента была продана за рубеж, а во Франции даже была признана лучшей в 1980-м году.

Хотите узнать больше интересных фактов об отечественном кинематографе? Читайте статью «Пасхалки и факты: что спрятали советские режиссёры в своих фильмах?»