Андрей Тарковский возродил из пепла жанр артхауса. Его фильмы многие не понимали, некоторые и не признавали. Однако из всех работ есть одна, которая ярким пятном выделяется из всей фильмографии режиссера. Лента «Зеркало» посвящена самому Андрею, его отцу-поэту и жизни каждого советского человека.
Автобиография в кино
Андрей Тарковский ‒ признанный гений артхаусного отечественного кино. Лента «Зеркало» относится к этому же жанру.
Сюжет разворачивается вокруг умирающего поэта Алексея. В фильме он показан во времена, когда был ребенком и подростком. А вот когда речь идёт о взрослом герое, зритель слышит лишь его голос. При этом, в картине описаны и исторические события, как отечественные, так и мировые, от гражданской войны в Испании, до запуска первых стратостатов в СССР.
Это автобиографическое кино. Главный герой здесь ‒ отец Андрея Тарковского, Алексей. Главная женская роль была также отдана его матери ‒ Марии Вишняковой. Она сыграла мать Алексея.
Сам Андрей Тарковский говорил, что хотел в этом фильме рассказать о своих чувствах, восприятии тех или иных событий, как личных, так и общественных. Признание «Зеркала» режиссер связывал с тем, что кино ‒ действительно интимный и очень личный вид искусства, где эмоциональность на экране является важнейшей частью произведения.
Кино объединило воспоминания из детства Андрея, рассказы его матери. Отец Тарковского хоть и не снимался в ленте, именно его голосом звучат его же стихотворения, которые единым лейтмотивом объединяют всю киноленту.
Трудности съемки фильма
Фильм имеет нелинейную структуру. События переносятся в 1935-й год, потом в семидесятые, а финал ‒ это воспоминания Марии о муже.
Идея фильма родилась в 1967-м году. Были написаны сценарии отдельных фрагментов, которые позже предстояло скомпоновать вместе. Уже во время съемочного процесса были созданы и изменены некоторые эпизоды. Так, например, Тарковский отказался от интервью с матерью, при этом, расширив роль Марии Тереховой. Сценаристы каждый день приходили на съемочную площадку с новыми записями, фрагменты менялись сразу же во время работы, иногда даже по несколько раз.
Когда все эпизоды были отсняты, Тарковский предложил создать карточки с их названиями, чтобы понимать, как собрать их в единое целое. Их получилось тридцать два, каждый имел своё название. Решение не могли найти долго, около двадцати дней карточки перекладывались в разные кармашки, однако каждый раз один или несколько фрагментов не вписывались в общую канву. В итоге одним из монтажёров было предложено вынести фрагмент «Я могу говорить» в пролог, которого изначально не должно было быть, и тогда последовательность получилась гармоничной, а сам фильм ‒ законченным.
Кино для каждого и о каждом
Несмотря на описанные годы войны, личные переживания и потери, сам Тарковский говорил, что фильм возвращает и его, и зрителя в детство. Прекрасное и счастливое, несмотря на страхи, проблемы и лишения. Каждый найдёт в ней что-то своё: история развода Алексея с женой, жизнь маленького Игната между двух огней, отношения взрослого сына с матерью.
Изначально «Зеркало» было представлено узкому кругу зрителей из-за острой политической подоплеки. По приказу Председателя Госкино в прокат лента вышла также очень ограниченным тиражом. Но уже спустя шесть лет фильм был признан одним из лучших и получил награду «Давид ди Донателло» в Италии.
В «Госкино» фильм также обещали отправить на Каннский фестиваль. Дважды решение откладывалось и «Зеркало» так и не приняло участие в конкурсе. Однако лента была продана за рубеж, а во Франции даже была признана лучшей в 1980-м году.
Хотите узнать больше интересных фактов об отечественном кинематографе? Читайте статью «Пасхалки и факты: что спрятали советские режиссёры в своих фильмах?»