Марк Шагал шагал всю жизнь, и, когда в возрасте 97 лет, смерть настигла его, он все еще был на ногах. За три дня до смерти Шагала видели работающим над рисунками и акварелями.
Марк Захарович Шагал прожил почти сто лет – из них более шестидесяти за пределами России.
В музеях мира на этикетках его картин рядом с именем и названием стоит слово «Франция».
Франция или Америка, сколько бы не ездил по миру Шага, его родное Лиозно, его Витебск постоянно оставались с ним и на его картинах.
Марк родился мертвым, а в городе вспыхнул пожар и вскоре, пока повитухи пытались оживить младенца, полыхал весь город. Позже художник расскажет, что именно по этой причине он всю жизнь испытывал тягу к перемене мест (кроватку с младенцем во время пожара постоянно переносили из угла в угол) и так часто на своих картинах изображал огонь, пощадивший его. Стихию он рисовал в виде петуха с растущим из туловища птицы огненным деревом. А красный цвет с тех пор означал для художника и жизнь и смерть одновременно.
Он рос среди людей далеких от искусства, и появление в этой среде такого выдающегося таланта похоже на чудо.
В детстве его укусила собака, после чего он стал заикаться, хотя проявлялось это только, когда он был тронут или взволнован. Еще он заикался, когда речь заходила о Пикассо. Он говорит «Я похож на комара, который летает вокруг Пикассо и пищит. Я кусаю его один раз, другой, а потом он одним махом убивает меня».
Любовью всей его жизнью была Белла Розенфельд, которая скончалась после 19ти лет брака. Шагал погоревал и вскоре связал свою жизнь с разведенной женой ирландского художника Вирджинией Хаггард, с которой родил мальчика по имени Дэвид. Но Вирджиния оставила мужа, влюбившись в фотографа.
Обычно так, довольно сухо, преподносится информация об этом эпизоде в жизни художника. Однако сама Вирджиния в книге «Моя жизнь с Шагалом» более подробно описывала этот период. Она хотела рассказать Марку о своих чувствах к другому мужчине и о желании уйти, но он узнал об этом раньше. «Как ты могла поступить так поступить со мной? Это самое подлое предательство! Этот человек – чудовище! Он лжец и лицемер, и ты такая же!»
Марк сбил жену с ног кулаком, повалил на пол и несколько раз ударил по спине. И он бил ее снова, когда она пыталась встать. Она и раньше наблюдала неистовые вспышки его гнева, но впервые ярость была направлена на нее. Женщина старалась не кричать, боясь, что служащие гостиницы, где они жили, придут ей на помощь.
Шагаловские герои ведут себя в высшей мере произвольно – они летают, ходят вниз головой, обнаженные женщины удобно устраиваются в букетах цветов. Мир быта попадает в какое-то новое измерение.
И казалось бы, все просто – помести фигуру в воздух, переверни дом вверх ногами, сочетай не сочетаемые вещи – и цель достигнута. Между тем, Кандинский, в пору когда уже достиг высшей зрелости, попробовал «рецепт Шагала» и создал свою «Женщину в Москве». Однако он потерял ориентацию в фантастическом пространстве и потерпел неудачу. Только Шагалу дано делать это убедительно: только его люди могут летать, только его дома могут стоять перевернутыми, только его корова может играть на скрипке.
Марка Шагала часто называют нарушителем гравитации. Очередное предание гласит, что некая цыганка в свое время нагадала художнику, что тот проживет долгую и насыщенную жизнь, будет любить необыкновенных женщин и умрет в полете. И что вы думаете — предсказание сбылось: 28 марта 1985 года художник вошел в лифт, чтобы подняться на второй этаж своего французского особняка, и во время этого короткого полета его сердце остановилось.
Шагал и Рокфеллеры.
В долине реки Гудзон раскинулось обширное имение Рокфеллеров. Имение причислено к культурным и историческим памятникам США, ведь здесь прожили четыре поколения семьи, представители которой внесли огромный вклад в развитие страны.
Здесь же находится небольшая церковь, окна которой — тоже культурная ценность, ведь Рокфеллеры заказали витражную роспись Анри Матиссу и Марку Шагалу.
Первый витраж, а именно роспись круглого окна заказали Анри Матиссу. 84-летний художник окончил эскизы и выбрал стекло для витража «Окно-роза» за два дня до своей смерти. Следующим приглашенным художником стал Марк Шагал.
В 1964 году напротив круглой «Розы» Анри Матисса был установлен «Добрый самаритянин». Впечатленные мастерством Шагала, Рокфеллеры заказали ему серию из восьми витражей. В цикл вошли семь витражей по мотивам Ветхого Завета и один витраж «Распятие» на основе сюжета Нового Завета. Это единственная серия витражной росписи художника, которую можно увидеть на территории США.