"Кока-Кола" – второе по узнаваемости слово в мире. Какое, вы думаете, первое?
И как Coca Cola, а также Pepsi, оказалась в СССР?
"Rum & Coca-Cola" - это самая известная песня не только о знаменитом коктейле. Но и о Тринидаде.
Краткий пересказ первого выпуска: в конце Второй Мировой войны в США на топе оказалась песня Rum & Coca-Cola. И в ней в игровой, как говорится, форме, поется, как морально разлагаются американские солдаты. На острове Тринидад, на военной базе, они пьют ром, запивают колой и потом идут развлекаться с местными девчонками. Все это – прямым текстом, который в 1945 году исполнили сестры Эндрюс:
То есть изначально это была где сатирическая, а где и остросоциальная песня. Поднимающая, можно сказать, проблемы отношений тринидадских низов и американского колониализма. Из которой в США потом сделали пляжную попсу.
В этом выпуске я расскажу, во-первых, какими окольными путями песня перекочевала с Тринидада в США. А потом разошлась по всему миру, где ее спели на своих уже языках. Вплоть до СССР.
Примечательные слова для песни карибского протеста написал тринидадец по имени Lord Invader. Но, кроме слов, есть еще и мелодия. И у мелодии - свой автор. Еще один местный, только уже не с Тринидада, а из соседней Венесуэлы, звали его Lionel Belasco. Он автор музыки условный, потому что взял народную мелодию, обработал ее и издал под названием L’Annee Passee (ЛаннИ ПассИ) – что в переводе с французского означает «В прошлом году».
А со словами Лорда Инвейдера она стала называться "Rum & Coca-Cola". И первое время этот Инвейдер пел ее по тринидадским кабакам.
А в 1945-м на Тринидад, на эту самую американскую базу, приезжает американский артист Мори Амстердам. В рамках программы по поднятию боевого духа солдат армии США. Этот Амстердам слышит в кабаке исполнение Лорда Инвейдера. Записывает слова и мелодию. И, вернувшись в Штаты, предъявляет ее там как свою собственную. Меняет разве что немного слова. И отдает ее тем самым сестрам Эндрюс. Которые вообще ни сном, ни духом: что за остров, что за солдаты и алкогольные коктейли. И в США она идет как песня Мори Амстердама в исполнении "Сестёр Эндрюс".
Сестер потом спросили, как это они осмелились петь такую откровенную песню. А они: да мы в слова-то не вслушивались. Там ритм классный, а про текст мы и не думали.
Так, если Мори Амстердам считал, что с Тринидада в США не дотянутся, так он ошибся. На артиста, заграбаставшего песню, подали в суд сразу двое. Это уже известный нам автор текста, Лорд Инвейдер. И еще один парень, у которого были права на мелодию. Тот, значит, Лорд, а этот – Барон. Морис Байрон. И вдвоем они этого Мори Амстердама забороли. Лорд Инвейдер отсудил 150 тысяч долларов, по тем временам деньги огромные. Барон тоже не остался внакладе. Но самое интересное – что, хоть суд и признал факт кражи, права на песню остались у плагиатора Амстердама. Ко всеобщему, так сказать, удовлетворению сторон.
А что нам известно про обе части названия этой песни?
- Ром, как гласит легенда, изобрели негры на плантациях Карибского бассейна. Они добывали сахарный тростник, от него оставалась патока, а из нее получался крепкий алкоголь.
А этот алкоголь белые господа быстро приспособили под свои нужды. А уж как были рады моряки, аж написали гимн - про 15 человек, сундук мертвеца и бутылку того самого рома.
- А колу придумал американский аптекарь Джон Стит Пембертон в 1886 году. У нас, как можете видеть, в то время царствовал еще папа Николая Второго Александр Третий. А в буржуазных Соединенных Штатах начали продавать лекарственный, как он позиционировался, напиток на трех частях листьев кустарника коки на одну часть орехов дерева кола.
И в те времена, когда кокаин еще не считался наркотиком, людей от «Кока-Колы» реально штырило. То есть это был настоящий наркотический напиток. А никакой не прохладительный. Можно было принять внутрь дорожку порошка, а можно было выпить бутылочку кока-колы – результат был сопоставимый.
То есть во Вторую Мировую войну американские солдаты, чтобы достичь эффекта, могли бы даже не добавлять в колу ром. Но в начале 20 века кокаин запретили, а листья коки стали обезвреживать; многие расстроились, но только тогда «Кока» стала просто сладкой газировкой.
А сейчас про отечественное прочтение и даже переосмысление песни про ром и колу. В начале 80-х годов в СССР, в городе Ленинграде, жил уже известный к тому времени музыкант Майк Науменко. Который заведовал группой «Зоопарк». И там же начинал совсем еще молодой музыкант Витя Цой. У которого еще не было группы «Кино».
При советской власти молодым рокерам приходилось вести весьма скромный образ жизни. Поэтому пробавляться приходилось квартирниками – то есть акустическими концертами по частным квартирам. И вот на одном таком квартирнике Майк и Цой играют песню Майка под названием «Ром и Пепси-Кола». Которая, кроме названия, вроде бы ничем не связана с предметом нашего рассмотрения. Тут интереснее, почему в тексте упомянута именно "Пепси" и откуда герои брали ром - при всей скудности ассортимента в советских магазинах:
На самом деле ром в СССР был. То есть он производился на территории Советского Союза. Но что это был за ром? – имевшие хорошее зрение могли разобрать мелкий шрифт на этикетке, гласивший, что гордый напиток, изготовляемый на родине, на Карибах, из патоки, то есть продукта переработки сахарного тростника, в СССР делался из смеси спирта и черносливового морса. И имел крепость от 45 до 48 градусов.
То есть с дружественной Кубы, конечно, поставлялся и настоящий кубинский ром, но это ж еще его надо было «достать».
А почему ром и "Пепси", а не "Кока-кола" - а потому, вероятно, что "Пепси" в середине 1980-х было проще купить. Потому что "Пепси" в СССР начали производить по лицензии на 10 лет раньше, чем "Коку", в начале 70-х годов, по специальной договоренности с США: мы им - водку "Столичная", они нам - завод "Пепси" в Новороссийске. Я еще помню стеклянные бутылочки «Пепси» по 0,33, по 15 копеек в цирке на Вернадского. Большой был дефицит.
А "Кока-Колу" советские граждане распробовали только в 1980-м году: компания была спонсором Олимпиады, которая проходила в Москве. Тогда напиток разливали в стаканчики. А производство (из завезенного концентрата) начали только к концу 80-х. И тоже в обмен: американцы подрядились продавать англичанам наши "Нивы".
Поэтому Майк пел по факту – с чем было, с тем и смешивал.
А упомянутый Лорд Инвейдер был, конечно, никакой не бизнесмен. Иначе слупил бы с производителя газировки столько, сколько захотел бы – и тот бы заплатил. Ничего себе: название твоего товара в виде песни крутят с утра до вечера все радиостанции страны; это же нативная реклама. Главное – совершенно бесплатная. Вирусная то есть. Граждане распространяют сами. Американец Мори Амстердам, кстати, возможно, что-то и поимел с производителя; могла бы песня называться и «Ром и Пепси-Кола», но «Пепси» тогда переживала трудные времена, денег не было.
Добавлю, что, если "Кока-Кола" – второе по узнаваемости слово в мире, то первое – это слово «Оk!».
В завершение прошу не считать этот рассказ рекламой или антирекламой той или другой газировки; слов из песни не выкинешь, а уж из названия - тем более. Сам я колу предпочитаю использовать не как напиток, а как средство для удаления ржавчины с железа; ну еще «Ментос» в нее бросить интересно.
Чтобы не пропустить другие истории про другие песни, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал!
Переслушать аудиовыпуски "Музыкального Second Hand'a" вы можете на silver.ru.