Как я уже писала в прошлой статье, самая интересная и захватывающая часть "Божественной комедии" Данте - Ад. Думаю, что это не случайно. Так сложилось, что человеку легче представить мучения, которые могут его ожидать за порогом смерти (потому что и земная то "жизнь - боль"), чем райское блаженство, для описания которого и слов, зачастую, не находится. Точно так же, как гораздо проще вообразить себе грешника (кто из нас без греха?), чем абсолютного праведника. Поэтому и дантовский Ад оказался более живописным, страстным, по-человечески живым, чем последующие части поэмы.
Как же устроен Ад по Данте?
Данте Алигьери, будучи весьма образованным человеком, в своём воображении создал некий синтез христианского мировоззрения с античной (греко-римской) мифологией, связанной с инфернальной темой.
Для того, чтобы понять "архитектуру" дантовской преисподней нужно вспомнить апокрифическую легенду о том, как ещё в начале времён произошло восстание ангелов против Творца, под предводительством прекраснейшего из них - Люцифера (имя переводится как "Светоносный").
В финале титанической битвы, восставшие были низвергнуты с небес. В результате этого страшного падения, они потеряли свой ангельский облик и переродились в демонов, чертей и бесов. Их вожак - Люцифер, телом своим пробил земную твердь, и застрял в её центре. Имя его с тех пор изменилось - его стали именовать Сатана, что означает "противник", "клеветник". Воронка же, образованная падением Люцифера и стала обителью зла и страданий.
Итак, Ад - это воронка, состоящая из 9-ти концентрических кругов, сужающихся к центру, где томится в заточении сам Сатана. Над входом в это обиталище страдания установлены врата. Текст начертанный на них не оставляет иллюзий грешникам на хоть какое-то смягчение их участи:
Я увожу к отверженным селеньям,
Я увожу сквозь вековечный стон,
Я увожу к погибшим поколеньям.
Был правдою мой зодчий вдохновлен:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворен.
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне.
Входящие, оставьте упованья.
Перевод: М. Лозинский
Разумеется, вам знакома последняя строка из нижеприведённых. В ином переводе она звучит так: "Оставь надежду всяк сюда входящий".
В каждом из них претерпевают муки грешники, под наблюдением надсмотрщиков (для каждого уступа - свой надзиратель). Чем страшнее преступление, попавшего в это место, тем ниже его место пребывания, и тем страшнее и ужаснее его терзания. Причём, выше в Адской воронке находятся те, кто совершал грехи в области материального (например, жадность, или леность), а ниже - злодеи, грехи которых изменили, уничтожили их духовную составляющую (обманщики, предатели). И несмотря на то, что в потустороннем мире находятся лишь нематериальные субстанции преступников, страдания, которые они испытывают, ощутимы ими вполне телесно!
Удивительно, но, согласно Данте, для некоторых душ, даже распределение в Ад оказывается желаемым, но невозможным! Дело в том, чтобы попасть в эту обитель скорби, нужно преодолеть преграду - воды реки Ахерон, из которой берут начала и другие Адские источники, в частности Стикс (напомню, что некогда именно так древние эллины оказывались в Царстве мрачного Аида).
Как и в незапамятные времена, переправой занимается старый Харон. Он с удивлением, и недоумением встречает Данте - живого в царстве теней, и принуждаемый духом древнеримского поэта Вергилия - проводника нашего героя, разрешает гостю взойти в свою ладью.
Пару слов об этом проводнике. В прологе Данте описывает, как в середине жизненного пути (35 лет), заблудился некоем лесу (разумеется это аллегория утраты верных жизненных ориентиров) и чуть не подвергся нападению трёх диких зверей (тоже символы человеческих пороков). Но неожиданно был спасён чудесно появившимся духом Вергилия. Древний поэт, в данном контексте, тоже является определённым символом - это разум, который помогает преодолеть грехи, сомнения, соблазны, нерешительность и тому подобное. Коллега сообщает нашему герою, что ниспослан к нему тремя небесными девами (Мария, Лучия и, разумеется, Беатриче - вечная возлюбленная Данте). О любви Данте к числу 3, и о Беатриче я писала в предыдущей статье.
Возвращаемся к загробному путешествию поэта. К ужасу Данте, некоторые из ожидающих переправы душ, начинают отчаянно цепляться за лодку, вгрызаться в неё, отталкивать друг друга, пытаясь преодолеть воды реки Смерти, и даже перевернуть её от зависти и злобы. Но все их попытки тщетны.
Это, так называемые, "никчемные" - те, кто прожили свою жизнь никак - не совершая серьезных прегрешений, но и не делая добра. Они подобны тем ангелам, которые не участвовали в битве, не желая выбирать ни одну из сторон. (Очевидный намёк автора на тех, кто уклонялся от политической борьбы в современной ему Флоренции, и горячим участником которой был он сам). Участь их не менее ужасна - ни один из загробных миров их теперь не принимает - они не заслужили никакой посмертной судьбы, и их мучения отнюдь не меньше, чем мучения грешников в аду.
Благополучно миновав переправу, Данте и Вергилий оказываются в первом из адских кругов - Лимбе. Однако никаких ужасов и мучений поэт здесь не наблюдает. Наоборот, он видит достойнейших мужей - учёных и философов древности, спокойно ведущих беседы и наслаждающихся обществом друг друга. Данте и сам готов задержаться в столь блистательной компании!
Единственное чего здесь не хватает - солнечного света. И это вновь иносказание. Дело в том, что пребывающие в лимбе - прекрасные люди, не заслужившие пыток. Их проблема в том, что они не знали Христа - либо жили до его рождения (Гомер, Аристотель, Платон, Вергилий и др.), либо были праведными нехристианами (Авероэс, Авиценна, и др.), либо умерли, не успев принять крещение (младенцы). То есть - отсутствие солнечного света в этом месте - это отсутствие Света Истинной Веры.
Нехотя покинув тёплую компанию, собравшуюся в Лимбе, Данте и Вергилий спускаются ниже. Со второго круга начинаются, собственно, адские муки и томятся настоящие грешники.
Согласно христианской католической концепции, существует семь смертных грехов - тех, которые без покаяния умирающего, делают невозможным прощение его души на Божьем Суде. Это:
- Гордыня (тщеславие)
- Зависть
- Гнев
- Уныние
- Алчность (жадность)
- Чревоугодие (любовь к гастрономическим наслаждениям)
- Похоть (у Данте этот грех называется "сладострастие")
Возможно у вас уже возник вопрос: "Как же так? Смертных грехов семь, а кругов ада - девять? Неувязочка получается... ". Ан нет. Дело в том, что существуют разные причины, подтолкнувшие к свершению злодеяния. Это раз. А во-вторых, сами грехи, зачастую имеют различные модификации. И это учитывает Данте, описывая свой Ад, деля его не только на круги, но иногда и на меньшие сегменты - уступы, и даже щели.
Чтобы нам было проще в этом разобраться, автор делит все человеческие пороки на три большие группы:
1. невоздержанность;
2. буйное скотство;
3. обман и предательство.
Разберёмся с каждой из этих групп грехов последовательно.
1. невоздержанность - неумение (или нежелание) сдерживать свои страсти, проявляющиеся в материальном измерении. Это самые расхожие (популярные, трендовые) в народных массах прегрешения, так сказать "меньшие из зол" - похоть, алчность, уныние и гнев.
Виновные в этих преступлениях томятся со второго по пятый круги. Их терзания относительно легки. Но ужас адских мук, даже самых лёгких, в том, что они длятся вечно, превращая пребывание грешников в этом месте в непрерывные страдания.
2 круг - сладострастников носит непрерывный ветер вокруг скалы;
3 круг - чревоугодники страдают от дождя и града;
4 круг - скупые и расточительные катят огромные камни, и бесконечно вступают друг с другом в драку;
5 круг - гневливые и унылые вязнут в зловонном болоте.
Нужно сказать, что Данте, на каждом из этапов пути, встречает множество "знакомцев", как из совсем мифологического прошлого (Елена Троянская, Ахилл и т.п.), так и своих современников (Франческа да Римини и Паоло и др.). Кстати, иногда он помещает в Ад своих умерших, и даже ещё не почивших противников, желая поквитаться с ними, хотя бы со страниц книги. С некоторыми из обитателей Преисподней поэт ведет беседы, благодаря чему мы узнаём об их судьбах и прегрешениях. И большая часть историй собеседников Данте вызывает у самого автора, а значит и у нас, сочувствие и сострадание! И практически, после каждого из таких рассказов, Данте лишается чувств. :)
Дальше становится жарче :)
2. Буйное скотство - грехи, свершая которые, человек теряет собственно человеческое в себе, становится подобным животному. Свершившие эти преступления томятся в шестом и седьмом кругах, последний из которых ещё разделён на несколько уступов. Здесь возмездие настигает тех, кто совершал, по определению Данте, насилие над ближними, собой или божеством: разбойники, грабители, убийцы и самоубийцы, тираны и еретики.
Это весьма "тёплое"местечко похоже на то, как мы представляем себе Ад обычно - здесь расположен огненный город Дит, всё вокруг кипит, горит и дымится.
6 круг - лжепророки и еретики претерпевают мучения в раскалённых гробницах;
7 круг - насильники над ближним и его имуществом - тираны, убийцы и разбойники варятся в раскалённом потоке крови;
насильники над собой - самоубийцы - превращены в каменный лес, а насильников над своим имуществом - мотов и азартных игроков травят гончими собаками;
насильники над божеством (богохульники), над естеством (содомиты и иже с ними), над искусством (вандалы) страдают под огненным дождём.
И, наконец, самые страшные, по Данте, преступления:
3. Обман и предательство. Обман всевозможных мастей карается в десятке щелей (уступов) восьмого круга. Мучения здесь разнообразны и страшны. Изощренная фантазия автора рождает ужасающие пытки для льстецов и сводников, фальшивомонетчиков и продавцов церковных должностей, лицемеров и взяточников, прорицателей и гадалок, воров и разжигателей вражды и прочее, и прочее, и прочее...
Однако, хуже всех приходится тем, кто томится в девятом круге. Здесь божественный закон возмездия настиг предателей - они вморожены в лёд. Автор "Божественной комедии" находит замечательную метафору - холодные сердца караются невыносимым холодом - их не может согреть Любовь, ни человеческая, ни, увы, Божественная - они навсегда покинуты Богом.
Наконец, на самом дне адской воронки, в её центре, изнывают предатели Величества Человеческого и Величества Божественного - те кто изменил земному Царю (наместнику Бога на земле) или самому Всевышнему.
Конечно же, это сам Люцифер - переродившийся в страшное существо, с нетопырьими крыльями и тремя ужасающими головами. Его исполинское тело по пояс вморожено в лёд озера Коцит. Он корчится в ледяной глыбе не только от холода, но более от злобы и бессилья.
А три его пасти терзают ещё трёх "знаменитых" предателей. Вергилий сообщает Данте, что это Брут и Кассий - участники убийства Юлия Цезаря, а также Иуда Искариот, продавший Христа за 30 сребреников.
Не выдержав этого инфернального зрелища, впечатлительный Данте, привычно падает в обморок. На этом заканчивается видение Ада, и моя статья. В следующий раз нас ждёт знакомство с Чистилищем и его обитателями. Не пропустите. :)
Если понравилась статья, то не забудьте поставить ей лайк, и подпишитесь на канал. Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:
Эпоха Возрождения. Особенности и достижения
Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто
Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?
Чистилище Данте - путь спасения
Рай Данте - обитель Света и Любви
Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет
Джованни Боккаччо и его "Декамерон"
Медичи - правители Флоренции
Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры
Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"
Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?
Мазаччо - первый художник Ренессанса
Боттичеллевское настроение
Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?
Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи
Опять Джоконда?!
Рафаэль Санти - "певец Мадонн"
Рафаэль в Риме
Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт
Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость
Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость
Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал
Микеланджело - поэт
Венеция принимает эстафету
Загадки Джорджоне