Творчество – это отражение человеческой души. Но что если им занимается тот, у кого души нет? Ученые давно пытаются научить нейросети писать музыку, и машинам это удается.
Первая композиция, написанная при помощи компьютера, вышла в 1957 году. Ньюман Гутман, инженер Bell Laboratories, назвал ее The Silver Scale («Серебряная чешуя»).
В том же году композитор и магистр музыки Лежарен Хиллер использовал компьютер для написания «Сюиты Иллиака». Компьютерная программа генерировала случайные целые числа в диапазоне 0–15, представляющие собой ноты двух октав диатонического До. После генерации они объединялись попарно согласно установленным правилам. Результат получился впечатляющим для того времени. А главное, вполне мелодичным и естественным.
Современные нейросети способны на гораздо большее. Они используются и как вспомогательный инструмент, и как самостоятельный «творец». Все нейросети работают по одному принципу: они «изучают» различные примеры и генерируют подобный контент.
Для написания музыки используются нейросети двух типов.
1. Автокодировщик сначала сжимает звуковой отрывок, убирая несущественную информацию. Затем генерирует звук заново из сжатого пространства.
2. Генеративно-состязательная нейросеть представляет собой комбинацию двух нейронных сетей. Сеть G (генеративная) создает экземпляр данных, в нашем случае – музыку. Сеть D (дискриминаторная) пытается отличить искусственный образец от первичного. Так, при постоянном сравнении, появляются полноценные произведения, не отличимые от созданных человеком.
Кто же решает, насколько реалистична получившаяся музыка? Это определяет тест Тьюринга. В оригинале он предполагает общение человека с другим человеком и с компьютером. Задача – определить, в каком случае разговор идет с машиной, а в каком с живым человеком.
В случае с музыкой добровольцам дают послушать отрывки и просят угадать, написаны они композитором или нейросетью. Тестирование алгоритма DeepBach, имитирующего музыку Иоганна Себастьяна Баха, показал, что различить практически невозможно.
Читайте также – «Нейросети научились писать музыку. Могут ли они заменить человека?»