Крушение самолёта, особенно — когда речь идёт об экспериментальной модели, является большой потерей и для специалистов-авиастроителей, и для людей, в первую очередь — друзей и семей тех, кто уже не вернётся в родной дом.
Экспериментальный Ил-112В разбился в считанных километрах от подмосковного аэродрома Кубинка. Об этом сообщили в Министерстве обороны РФ 17 августа. Ранее озвучивалось предположение, что во время тренировочного полёта отказал двигатель, но в качестве версий крушения также рассматриваются массовый отказ оборудования и ошибка пилотов. По Сети уже гуляет любительская съёмка, где запечатлены последние минуты полёта — из-под крыла самолёта вырывается пламя, и экипаж старается удержать самолёт на лету, но что-то идёт не так, и машина кренится. Затем, уйдя в пике, падает; раздаётся взрыв, а из-за деревьев вырываются клубы огня и дыма — всё происходит буквально в течение минуты. Как сообщает ТАСС со ссылкой на сведения из экстренных служб, предварительной причиной возгорания двигателя стало масло, попавшее в камеру сгорания.
«По предварительным данным, масло попало в камеру сгорания, что и привело к пожару во втором (правом) двигателе. Ранее уже были случаи, когда из двигателя текло масло», - сказал собеседник агентства.
Президент России Владимир Путин выразил соболезнование родным и близким погибших лётчиков.
«Николай Куимов, Дмитрий Комаров, Николай Хлудеев были мужественными людьми, настоящими героями и профессионалами. Они принадлежали к когорте первопроходцев, которые испытывали сложнейшую технику, внесли огромный вклад в развитие отечественной авиации. Прошу передать самые искренние соболезнования и слова поддержки родным и близким погибших летчиков», - говорится в телеграмме.
ОАК также выразила соболезнования и готовность помочь семьям погибших.
Когда на место крушения прибыла поисково-спасательная группа, среди обломков были обнаружены тела всех трёх человек, находившихся на борту. Управляли самолётом опытнейшие испытатели компании «Ил». Командиром был Герой Российской Федерации и заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Николай Куимов. Он же был за штурвалом опытного образца Ил-112В, совершив первый испытательный полёт 30 марта 2019. На его профессиональном счету освоено более 35 типов самолётов, включая такие гиганты, как воздушный танкер Ил-78М-90А и Ан-124 «Руслан». Будучи шеф-пилотом ОКБ им. С.В. Илюшина, Николай Куимов поднял в небо, в числе прочих машин, воздушный командный пункт Ил-80 и «президентский» Ил-96-300ПУ.
За мужество и героизм, проявленные при испытании авиатехники, в 2006 году Николаю Куимову присвоено звание Героя Российской Федерации.
Его коллега - заслуженный летчик-испытатель РФ Дмитрий Комаров — участвовал в испытаниях Ил-103, Ил-114, Ил-76МД-М, а также в качестве второго пилота поднял в небо самолеты Ил-76ТД-90ВД, Ил-114-300.
Николай Хлудеев, бортинженер-испытатель 1-го класса, работал над тестированием Ил-112В с самых первых тестовых полётов. Игорь Маликов, бывший заместитель начальника летного испытательного центра, заслуженный летчик-испытатель, Герой России был лично знаком с Николаем Хлудеевым и вспоминает о нём как о прекраснейшем человеке.
«Работа пилотов, которые садятся на опытные машины, — это всегда большой человеческий риск и величайший труд. После просмотра видео можно сказать, что, по всей видимости, произошел пожар двигателя — такой пожирает самолет за очень короткий промежуток времени. Пережигаются все управляющие системы, алюминиевые конструкции. Безусловно, летчики — герои, они боролись до конца. Случилось это на очень малой высоте — с парашютом не спрыгнешь, катапульты на транспортном самолете не предусмотрены», - рассказал Игорь Маликов.
Разработка Ил-112В началась в 90-х годах, и предполагалось, что новая машина займёт место Ан-24 и Ан-26 — устаревших, но «вездеходных» военных и гражданских транспортников. Из-за постоянной нехватки финансирования проект постоянно замораживался, а отсутствие совместимого двигателя осложняло ситуацию, однако в марте 2019 года машина совершила свой первый полёт с разработанным специально для неё форсированным турбовинтовым ТВ7-117СТ-01. Благодаря своим характеристикам новому самолёту достаточно короткой взлётно-посадочной полосы от 1,2 тыс. м, при этом ему по плечу и грунтовое, и снежное покрытие.
Предполагалось, что единственный лётный экземпляр продолжит испытания в Кубинке и будет продемонстрирован на форуме «Армия-2021». Члены экипажа, чья жизнь трагически оборвалась, проявили мужество и профессионализм, не позволив полыхающей машине упасть на жилые дома. Вечная память героям.