Найти тему

Кино как формула: реверанс в сторону зрителя или конвейер?

Кадр из художественного фильма "Озадачь отгадчика" (Stump the Guesser, 2020 г), Реж. Гай Мэддин и Эван Джонсон.
Кадр из художественного фильма "Озадачь отгадчика" (Stump the Guesser, 2020 г), Реж. Гай Мэддин и Эван Джонсон.

Во время просмотра одного из западных кинообзорщиков наткнулся на интересную мысль. Что ряд мэйнстримных фильмов снимаются по некоей формуле дабы оправдать желания зрителей. В качестве примера он приводил новую трилогию «Звездных войн», 7-й эпизод которой уж больно напоминал классический четвертый, и был принят поклонниками тепло, а вот 8-й выбился из общей колеи и вызвал недоумение. Мысль примерно простая – зритель сам желает увидеть уже знакомое, но с новыми деталями и новым антуражем.

То есть в такой парадигме сам зритель как бы выступает противником новизны. Если, конечно, доводить идею до абсурда, то, выходит, и добрый Голливуд снисходит до алчущих зрелищ кинолюбителей и чуть ли не заставляет себя снимать фильмы по шаблону. Ну не в кассовых сборах же дело, правда? Фанатов франшиз ведь надо силком тянуть на новый выпуск очередного киносериала или блокбастера?

Мне подобная позиция кажется немного лукавой. Фан-клубы в принципе являются достаточно инертными образованиями, поэтому чураются любой новизны, но в то же время они и беснуются, когда им погуще тех же щей вливают. А вот для самого кинематографа в целом «формульные» выкрутасы, считаю, вредят. Одно дело, когда выходит какая-нибудь кинотрилогия, как законченное произведение, а другое – как потенциальная дойная корова, готовая обеспечить корпорации прибылью от кассовых сборов.

При этом я уже обращал внимание, как некий рецептурный подход проникает потихоньку и в авторское кино. Но там, полагаю, цели другие – либо жюри понравиться на каком-нибудь фестивале, либо засвидетельствовать, что, дескать, находишься в тренде по самые уши. Впрочем, следы этого «формульного» подхода есть и в популярной музыке, и в компьютерных играх, да и во всей массовой культуре в целом. Ведь если есть технология, способная приносить гешефт, как финансовый, так и менее очевидный, то почему бы ее не использовать на полную катушку? Этим, думаю, и занимаются.

Само собой, в выигрыше остаются как потребители массового контента, так и сама индустрия развлечений. А что? Доход стабилен, фильмы показываются, зрители ломятся. Только вот для самого кинематографа и его развития — это сомнительное достижение. Как правило, новый тон в кино задавали люди, способные выйти за рамки существующих шаблонов, рецептов и формул. Найдется ли сейчас такой революционер от мира кино? Тут покажет лишь время.