Может быть, правильнее было бы использовать слово «винтаж». Красивое слово. И в заголовке смотрится гораздо лучше. Вот только не к каждому аксессуару в композициях Шуттера оно подходит. Не скажешь ведь: «...его винтажные пузырьки из-под лекарств и консервные банки...»! А этот польский художник часто строит свои волшебные миры именно из таких предметов, а ещё из отслуживших свой век коробок, старых тряпок, ржавых кружек, облезлых деревяшек... и из некоторого количества магии.
Эдуард Шуттер (возможно, на польском его фамилия звучит ближе к "Зюттер") родился в 1957 г. в городе Болеславце, в Польше. Он - член Союза Польских Художников, принимал участие более чем в семидесяти общенациональных и международных выставках живописи. Кроме того, в Польше и за рубежом прошло более 30 его персональных выставок. Помимо станковой живописи художник занимается монументальной живописью и проектированием витражей. Пятнадцать раз получал награды на национальных выставках живописи в Польше.
Свои станковые натюрморты Эдуард Шуттер создаёт маслом на холсте по классической технологии: сначала рисунок, потом обозначение локальных цветовых пятен, передача объемов при помощи лессировок, и наконец детальная прописка.
С точки зрения «технологии изготовления» здесь всё понятно. Но авторский замысел базируется не только на технике! Как возникает образ, почему героями одной композиции становятся именно эти, подчас такие разные предметы, которые, как оказывается в итоге, отлично сочетаются между собой?
Обратите внимание на то, что предметам в натюрмортах Шуттера часто скучно стоять просто так. Они норовят вступить в какие-то причудливые взаимоотношения, которые сродни то ли объятиям, то ли борьбе. Или просто взлетают вопреки законам гравитации, превращаясь в настоящие НЛО.
И натюрморты в целом группируются не всегда на столах или иных поверхностях. Нередко они левитируют, парят, заставляя задуматься, реальные ли это сосуды, ткани и прочие объекты. У меня возникает немного странная мысль: быть может, это души предметов, уже окончивших своё земное существование? Потому-то они так воздушны, и, при наличии крайне индивидуальных поверхностей, как будто отчасти лишены веса?
И текстуры стен, образующие фон полотен, тяготеют к тому, чтобы оказаться туманностями и россыпями звёзд. В результате многие натюрморты переходят границы жанра и становятся картинами космического масштаба. Эдакий мини-космос, найденный на чердаке или в чулане.
Как бы то ни было, все сводится к не новой, но вечно актуальной теме: увидеть красоту в обыденном, вытащить её из груды хлама и показать наглядно и выпукло. Эдуард Шуттер побуждает нас приглядеться к тихому миру старых вещей, которые повседневно нас окружают, запечатлеть в памяти то, что рано или поздно уйдет, унося с собой частичку и нашей жизни.
Буду признателен за комментарии и подписки.