Новый сериал Ильи Куликова
Один из самых известных сценаристов, продюсеров и шоураннеров, автор «Глухаря», «Карпова», «Шахты», «Перевала Дятлова», Илья Куликов опять обманул огромную аудиторию своих почитателей, только что выпустив сериал «Документалист» с подзаголовком «Охотник за призраками», тем самым заранее настраивая зрителя на мистику, ужасы, словом, на мистический триллер. Но фильм оказался с секретом: совсем не о летающих мертвецах, предсказателях, гадалках и колдунах…
Нечто подобное случилось с его сериалом «Этаж», который поначалу воспринимался аудиторией, как комедия, однако от серии к серии зрителю становилось жутко и совсем не смешно. Это был триллер, без привычной атрибутики жанра. Земная мистика быта и человеческих отношений бывает страшнее самых изощренных фантазий создателей «ночи живых мертвецов».
У многих зрителей ситуации в типичной офисной высотке, где на одном этаже разместились три небольшие компании — турагентство, сексопатолог и тоталитарная секта — с общим секретарем, буфетом и курилкой, стали вызывать резкое отторжение и обвинения в том, что это «чернуха» и наш мир совсем не такой. Происходившее между сотрудниками компаний действительно не походило на сказочный мир с единорогами, бабочками и ванильными цветами на облаках… Нацепив маски лицемерного дружелюбия, мелкий офисный планктон здесь жестоко боролся не только с конкурентами по бизнесу –- но и с конкурентами за жизненное пространство, то есть за офисные помещения, любыми способами выживая соседа, стараясь его обобрать, унизить, растоптать.
«Это карикатуры на людей» — писали в отзывах возмущенные зрители, забывшие о существовании жанра сатирического гротеска, потому что мало кому из современных пишущих и снимающих хватает гражданской и творческой смелости поставить зеркало перед аудиторией. Илье Куликову хватило, и картинки из офисной жизни обрели расширительное звучание в мире, где главная жизненная мотивация – одержимость деньгами, несмотря ни на что. Причем одно из редких свойств, присущих Куликову как художнику: он избегает любого намека на морализаторство, на оценку своих персонажей. Зачем? Все давно в этом мире исчислено, взвешено, разделено, добро и зло обозначены… И Куликов оставлял право задуматься самому зрителю. Если кто этим правом не воспользовался – не его вина.
В «Документалисте» тоже не обошлось без авторских сюрпризов.
Все здесь начинается интригующе: молодой столичный режиссер Женя Морозов (Аристарх Венес), только что получивший престижную награду за свой документальный фильм о Дягилеве, попадает в автоаварию и, оставшись в живых, видит смерть пострадавшей от столкновения двух машин девушки. Слыша последние загадочные слова умирающей, он вдруг понимает, что нашел сенсационную тему для своего будущего фильма. И, еще не оправившись от пережитого, приглашает двух своих друзей для съемок этого фильма, решив сам оплачивать весь проект в предвкушении славы и денег. Перспективы заработать и дерзость замысла разбивают некоторое начальное недоверие его коллег: ведь он посягает на исследование природы смерти, возможности воскрешения, погружения в другие миры, привлекая к своим интервью на камеру, кроме психологов и врачей, вереницу странных персонажей, вроде колдуна вуду, кладбищенского сторожа, всевозможных гадалок и экстрасенсов…
Собственно, семь серий «Документалиста» и построены как процесс съемки задуманного Женей Морозовым фильма, а гнетущая атмосфера многих его эпизодов, удачный саундтрек – главное, что придает происходящему ощущение настоящего триллера. Сериал и воспринимается поначалу как мистический триллер. Однако постепенно фокус с антуража и таинственных, зловещих деталей сдвигается, начинает настораживать банальность сопровождающего расследование текста от автора, искусственность некоторых «ужасов» и «чудес», которые происходят на экране. Так начинается по ходу развития действия едва заметная для зрителя трансформация от классического хоррора про человека, решившего вторгнуться в пределы непостижимого и неведомого, в трагикомедию молодого успешного бомондного невежи, не подозревающего про века и тома исследований великими духовидцами и умами проблем, которые слегка коснулись его, лежащего на московском асфальте после аварии рядом с умирающей.
В таком замысле Илья Куликов открывается во всей своей глубине и парадоксальности: он затрагивает одну из знаковых примет нашего времени — способности по невежеству и необыкновенной легкости в мыслях превратить самые сложные и серьезные темы в шоу. Ради прибыли, хайпа, скандала, известности — все идет в ход лишь бы сорвать желаемый куш успеха.
Высокомерные претензии молодого режиссера разобраться в том, что вообще недоступно человеческому разуму, разбиваются о его внутреннюю пустоту, бедность духовного мира, бесчувствие в отношении к окружающим, которых он воспринимает лишь в качестве подспорья в выполнении своего замысла, не замечая, например, что его друг, оператор (Михаил Филиппов), таит в душе незаживающую рану войны, что приглашенная им для съемок ассистентом и сценаристом талантливая Настя (Маргарита Аброськина) держит на него глубокую обиду за то, что когда-то, будучи ее преподавателем, он с ней переспал в ни к чему не обязывающей манере «переспали – разбежались», не уловив ее искреннего чувства к нему. Разбрасываясь деньгами, он и не догадывается, что у девушки, собственным трудом пробившейся в Москву из провинции, на руках больная мать и сестра из-за чего ей приходится подрабатывать, снимая порно-фильмы. Кто-то из критиков писал, что этот сериал, в первую очередь, « об экзистенциальном кризисе молодого таланта». Можно было бы согласиться с этим, потому что по ходу действия фильма Морозов узнает действительно страшную тайну о себе и своей семье. Все так, если бы не восьмая, заключительная серия этого не простого кино…
А седьмая заканчивается на том, как в предвкушении триумфальной премьеры своего опуса, при полном зале столичной общественности Евгений Морозов, одетый по случаю в черный костюм с галстуком-бабочкой, выжидающе смотрит на экран. На лице – ни прежних метаний, ни пережитой драмы… Да и была ли она, эта драма, вошла ли в фильм? Измученный сериальной продукцией привычно ожидаешь, что в восьмой серии концы с концами свяжутся… Между героями ведь должен же состояться, наконец, откровенный разговор по поводу того, в чем они все участвовали, что приоткрылось им о каждом и о себе самом в процессе съемок? Раскроется ли оборвавшаяся в сюжете на полуслове история с не пойманным маньяком? Или это примстилось герою так же, как откровение слепого старика, умершего десять лет назад? А, может, и брата, случайно застреленного героем в детстве, не было? Все это лишь игра воображения, воспаленного бессонницей, и бегом за сенсацией. Полуразрушенная дача, ржавое ружье под пыльными половицами…
Восьмая серия — выдающаяся находка Ильи Куликова. Здесь в жанре документального эпилога к фильму повторяются сюжеты предыдущих семи серий в манере какого-нибудь популярного шоу наподобие «битвы экстрасенсов», где уже без всякой навороченной, договорной мистики присутствуют все известные штампы и стереотипы, связанные с этой изрядно профанированной телевидением темой. Двое телеведущих неспешно разворачивают перед зрителем галерею персонажей, с которыми встречался Евгений Морозов, но теперь достигая эффекта пародии на все то, о чем они говорили ему.
По завершении сериала остается один вопрос: что это было? А был ли мальчик, Евгений Морозов, зачем он снимал и что показал на премьере? Во всяком случае, черный пес очень киногеничен и должен был получиться отлично. Все остальное – пустота.
Людмила Лаврова
Читайте больше материалов на нашем сайте