99,9 % россиян получили образование в школе и для них школа — это такое неотвратимое зло со своими достоинствами и недостатками. А вот семейное обучение — это неизведанная территория, перед которой родители ощущают множество страхов и опасений.
Это нормально, потому что людям свойственно бояться неизвестности, а чтобы преодолеть страх, достаточно логически поразмыслить, продумать план действий и сделать первый шаг.
Я сама училась на дому, но это не уберегло меня от фобий семейного обучения. Что уж говорить о тех, кто впервые заходит в эту область. Итак, 4 фобии семейного образования, которые я победила:
1. Хватит ли сил и времени, чтобы самостоятельно обучить ребёнка
Когда в мой привычный распорядок вошли занятия со старшим сыном, я не испытала никаких сложностей. Все мои домашние, личные дела и занятия с ребёнком без проблем подружились в ежедневнике. Прошёл год домашнего обучения, и всё было супер.
Подрос средний ребёнок, и меня накрыло:
- «Вдруг я не буду успевать?»
- «Это физически вообще возможно?»
- «Пострадает ли качество обучения детей, если придётся учить сразу двоих?» и т.д.
Как я решала проблему
Перестала пугаться вопросов и начала думать головой. В результате оказалось, что проблем о которых я переживаю, всего 3:
- как учиться качественно при том, что я одна, а детей двое, и каждый учится по своей программе;
- как организовать учебное место, чтобы дети учились и не мешали друг другу;
- как организовать распорядок и расписание, чтобы дети всё успевали и не испытывали стресса.
3 проблемы — это уже проще и понятней, с этим можно работать.
Проблема с учебным местом вообще была не серьёзной. Все дети предпочли заниматься за большим столом. Такая посадка используется в школах, применяющих сингапурский метод обучения.
А если нужен доступ к планшету или компьютеру, то такие задания легко разделить по разным дням, так чтобы у каждого была возможность поработать без спешки.
И напоследок, проблема расписания. Моя проблема была в том, что я хотела как заправский перфекционист вывести идеальное расписание загодя. Но в действительности идеальным оно станет только после нескольких практических прогонов.
Это избавит вас от тревоги, а ребёнок перейдёт на новое расписание без стресса и сложностей.
2. Хватит ли мне моральных сил, и не будет ли ребёнок считать обучение каторгой?
Мой старший сын — идеальный ученик. Он схватывает на лету, любит читать, и за его обучение у меня нет никаких опасений. Это меня расслабило.
Он категорически отказывался читать, каждая попытка научить его чему-то новому превращалась в ад и ужас.
Если я проявляю терпение и старание, то мои моральные силы тают на глазах, если я заставляю ребёнка учиться через силу, то у него падает мотивация и даже появляется обида на мать.
А ещё мне постоянно казалось, что сын не воспринимает меня как учителя, и это не дает ему переключиться в контекст обучения.
Таким образом я сформулировала 2 проблемы:
- страх не быть авторитетом для ребёнка в учёбе;
- оказывается дети могут не любить учиться, и нужно уметь их заинтересовать, а такого навыка нет.
Как я решаю эти проблемы
Страх — это просто ошибка мышления. Я проработала свой страх, подумала, что именно вызывает у меня этот страх, продумала сценарии для разных ситуаций.
Нелюбовь к чтению я решила искоренять маленькими кусочками.
Это помогло: сын читает сам, без внушений и давления.
Всегда и во всём стройте доверительные отношения с ребёнком, потому что иные сценарии приведут к нежелательным последствиям.
3. Не получится настроиться на учёбу
Кончится лето, начнется осень, а вместе с ней и обучение. Мои дети не будут стоять с цветами на линейке, ходить по школьным коридорам и знакомиться с новыми учителями.
Для них учёба начинается резко: мама скажет, что теперь мы учимся, и начнёт давать задания. Это стресс, ребёнок может не войти в учебный процесс.
В школах постепенно входят в учебный процесс: сначала закупаются школьные принадлежности, форма, учебники, потом линейка, потом первый звонок. В семейном обучении этого нет по умолчанию.
С этим страхом я жила недолго. Достаточно было понять, что в семейном обучении тоже есть ритуалы вхождения в учебный процесс, а если их недостаточно, то можно придумать новые и спокойно добавить их.
Для плавного вхождения в учебный процесс можно разработать несколько приятных ритуалов. У меня это праздник обновки, когда мы идём покупать новые тетради, ежедневник и иные нужные для обучения вещи.
Этих мер достаточно, чтобы дети были готовы к началу обучения.
4. Вдруг ребёнок не захочет учиться дома, что тогда делать с остальными детьми
Есть в обществе незримое давление:
- «А ты купила принадлежности для школы?»
- «А в какую школу ты устроила ребенка?»
- «Купили школьную форму?»
Эти вопросы можно услышать как от близких, так и совершенно незнакомых людей. Создаётся ошибочное мнение, что любой вариант кроме общеобразовательной школы — это что-то неправильное или даже асоциальное.
Что я делала для преодоления этой фобии
Здесь нужно понять, что вызывает во мне чувство тревоги. Обучение в школе — это не то, что делает ребёнка счастливым, ему скорее нужны только школьные ритуалы наподобие первого сентября и перехода из одного класса в другой, общение со сверстниками, совместное творчество.
Все мои дети посещают музыкальные и художественные школы, а это даёт все те атрибуты, за которые любят средние общеобразовательные школы. Там мои дети взаимодействуют со сверстниками, работают в группах, переходят из одного класса в другой. У нас в семье это называется школой, а дома мы учимся для аттестации.
Надо ли обсуждать с ребёнком где учиться: в школе или дома?
Это решать вам. Мы советуем строить доверительные отношения, а значит позволять ребёнку принимать решения самостоятельно и не давить его родительским авторитетом.
Самый простой способ побороть страхи, связанные с семейным обучением — вспомнить то, ради чего вы вообще во всё это ввязались. Это даст импульс для первого шага.
Со временем станет понятно, что страхи были надуманными, а вот достоинства такого обучения стали более отчётливыми.
Не пропустите новости о семейном образовании, подписывайтесь на наш канал!
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Наталья Пахомова, педагог-психолог дошкольного образования, мама четверых погодок, трое на СО
Читайте другие статьи автора:
Я устала! Как семейное обучение облегчило жизнь одинокой маме с четырьмя детьми
Как организовать семейное обучение с четырьмя погодками и не сойти с ума