Для тех, кто не читал предыдущие статьи цикла, может быть не совсем понятно, при чем тут идиоты. Идиот для меня это личность, не способная к критическому осмыслению самого себя, как личности. Путь к истине лежит через сомнение[ (с) Древние]. Для идиотов понятие "сомнение" не существует. Для них важно самомнение о самом себе, то есть апофеоз эгоизма, следствием которого является блеск собственного невежества и бескультурья, что они и демонстрируют на публичных площадках в сети, сами оставаясь анонимными. Им проще простого задать самые дурацкие вопросы или выдвинуть самую идиотскую мысль типа "Шмайссер изобрел автомат Калашникова" или "Шмайссер - гений" и будут требовать немедленного ответа или опровержения. Причем такое опровержение, по их представлениям, должно укладываться в одно предложение и быть не длиннее чем их идиотская мысль. Я думаю кто-то узнал себя? Большой привет!
Для тех, кто еще способен сомневаться, эти тексты.
Ну так в чем же заключалась "гениальность" Хуго Шмайссера с точки зрения практических образцов? Если взять тех же Маузера, или Вальтера, или Токарева, или Браунинга или ..., то за каждым из них стоит конкретный легко запоминающийся образец, а то и несколько, с определенной исторической судьбой от принятия до снятия с вооружения. У Шмайссера такого образца нет. MP-40, к которому по иронии судьбы прилипло название "шмайссер", Хуго, в целом, никакого отношения не имеет.
Пистолет-пулемет MP-18(27) ничего выдающегося из себя не представляет, за исключением того, что он был разработан по заданию армии с целью заполнить отставание Германии по ручным пулеметам в качестве оборонительного оружия, а отнюдь не инициативно и в целях вооружения штурмовых групп, как это ошибочно до сих пор подают известные энциклопедисты. Да, этот образец был неплохим для тех целей, для которых создавался - ведения маневренного огня из окопов, но не настолько, чтобы назвать автора "гениальным". К тому же, итальянцы опередили и лавры первосоздателей пистолетов-пулеметов принадлежат им.
До 1938 года военные серьезно к пистолетам-пулеметам вообще не относились. Только после войны между Парагваем и Боливией (1932-1935), в которой принимали участие русские (белогвардейские) и немецкие офицеры, мнение о пистолетах-пулеметах в Германском штабе изменилось, а в советском - после войны с Финляндией. Результатом стало появление для армии компактного оружия на новом технологическом уровне со складным прикладом, а весь запас пистолетов-пулеметов с деревянной ложей достался полиции и отрядам SS.
Блестящая, для своего времени, конструкция MP-40 была испорчена использованием магазина от MP-18, в котором использовалось два патента на имя Шмайссера. Дело в том, что с самого начала в MP-18 Шмайссером использовался барабанный магазин с однорядным выходом, созданным для увеличения боезапаса пистолета P-08 (Парабеллум) на 32 патрона. Магазин проявил себя ненадежно, был сложен и громоздок. Выходом было создание двухрядного коробчатого магазина. Но нужно было решать дилемму. Или делать более сложный магазин с перестроением патронов в один ряд, чтобы не дорабатывать уже имеющиеся автоматы, или делать более простые магазины без перестроения, но тогда нужно было или дорабатывать, или списывать имеющиеся пистолеты-пулеметы с однорядной подачей. Шмайссер выбрал первый вариант и прогадал. Надежность новой конструкции магазина оказалась низкой. Два патента Шмайссера к этому магазину направлены как раз на повышение надежности. Но и это не помогло. В условиях затяжной войны, в мороз и грязь магазины отказывались работать. Это стало причиной серьезных исследовательских работ, проведенных на фирме Mauser, которые проводили работники с учеными степенями. "Применив перестроение патронов в магазине, конструктор оказался в дурацкой ситуации" - такой вердикт стоял в заключении по результатам исследований. Объяснение недостатков магазинов с перестроением здесь. В штурмгевере Шмайссер применил магазин уже без перестроения.
Ошибка Шмайссера была учтена Алексеем Судаевым. В ППС-43 магазин был двухрядным без перестроения. Надо сказать, что ущербность конструкции с перестроением была очевидна советским офицерам и инженерам с самого начала, поэтому до сих пор армия открещивалась от таких магазинов. Да да, у Шпагина тоже был коробчатый магазин с перестроением, но он повторил решение Шмайссера, так как этот магазин тоже пришел на смену барабанному магазину с однорядным выходом.
Итак, до сих пор гениальности Шмайссера не видится. Наконец Штурмгевер. Основные характеристики оружия - используемый патрон, количество патронов в магазине, способ запирания перекосом затвора, скорострельность, газоотводная автоматика, использование штампованных деталей, были выданы заказчиком - Управлением по делам вооружений. Конструктору нужно было это всё собрать в кучу и заставить надежно работать. В качестве прототипа Шмайссер использовал конструкцию MP-40. В первых образцах штурмгевера даже был замечен знаменитый "телескоп" Генриха Фолльмера. Ничего зазорного здесь нет, Калашников использовал для системы запирания в качестве прототипа затворную группу винтовки M1 Garand. Это в порядке вещей. Но Шмайссер использовал неудачно. В качестве оправданий, можно учесть и нехватку времени и то, что впервые приходилось конструировать оружие под совершенно новый патрон и с новой технологией, в которой конструктор не разбирался. Но вот вопрос: если бы Шмайссеру дали еще время и ресурсы, смог бы он создать более надежный автомат? Вряд ли. С 1943 года Хуго Шмайссер уже не занимался практическим конструированием. На фирме Хэнель он получил должность, к которой так стремился - самого главного директора! Если кто не знает, в 1944 году был расцвет немецкой военной промышленности, деньги текли рекой. А должность самого главного конструктора перешла к инженеру по фамилии Штюмпель.
Боевая служба штурмгевера была очень короткой и невыразительной. После краха Германии, залежи штурмгеверов на складах были разделены между югославскими парашютистами и немецкими полицейскими исключительно из принципа - "не пропадать же добру". Ради чего в Югославии наладили производство соответствующих патронов, а от самих штурмгеверов избавились при первом же удобном случае в страны третьего, четвертого, пятого и так далее мира. Где каким только барахлом и хламом не воюют, лишь бы стреляло.
У Шмайссера получился громоздкий (привет Бадюку с его эргономикой) и ненадежный аппарат, который не вызывал абсолютно никакого интереса ни со стороны советских инженеров и военных, ни со стороны американских специалистов. Интерес для советских оружейников представлял патрон штурмгевера, именно с него и начиналась настоящая эпоха оружия под промежуточный патрон.
А со штурмгевера стряхнули пыль, когда появилась необходимость в антитезе автомату Калашникова.
Продолжение следует.
**********************
ps Уважаемые, прошу оценить по достоинству материалы этого канала, в зависимости от широты ваших душ и толщины кошельков:
Спасибо!