Найти тему
MILITAN

Почему не помогли штурмовики "Тайфун" в операции "Маркет гарден"

Оглавление

Причины провала операции "Market Garden" (далее "Маркет Гарден") хорошо известны и много обозревались многими экспертами. И во многих из них мелькают ссылки на отсутствие поддержки наземных войск истребителями бомбардировщиками 2-й Тактической воздушной Армии.

Непосредственной поддержкой войск на земле занимались истребители-бомбардировщики Hawker Typhoon Mk-1 (далее "Тайфун"). Работа пилотов "Тайфунов" была более сложная и опасная, чем летчиков-истребителей, который "болтались" высоко в небе в далеке от легких зениток.

Британский одноместный истребитель-бомбардировщик Hawker Typhoon Mk-1, производился фирмой Hawker Aircraft Ltd. Один из самых успешных штурмовиков RAF в годы Второй мировой войны.

Но мало засыпать цель бомбами и ракетами, летчики должны иметь детальную информацию о целях и точном расстоянии до союзных войск. При вылете на штурмовку летчики обычно получают всю информацию еще до взлета, но опытные командиры не стараются запоминать всю информацию.

Дело в том, что все корректировки будут вносить наземные передвижные пункты наведения. Обстановка меняться очень быстро и только наземная корректировка может гарантировать выполнение задачи. "Тайфуны" не раз доказывали, что могут уничтожать танки, бронетранспортеры, самоходные орудия, если позволяет погода и летчики получили достаточно точную информацию.

-2

Но почему же хорошо отлаженная система Королевских ВВС Великобритании не сработала под Арнемом? Погода с 17 по 25 сентября, хотя и была неважной, но не мешала действовать "Тайфунам". Согласно британским документам "Тайфуны" летали все время, кроме одного дня. Но как всегда есть одно но. В дни самых напряженных боёв операции "Маркет Гарден", несколько эскадрилий "Тайфунов" занимались охотой на поезда южнее Арнема.

Главнокомандующий 2-й тактической группой ВВС Великобритании сэр Артур «Мэри» Конингем отвечал за проведение всех воздушных операций, но к операции "Маркет Гарден" его не привлекли. Контроль операцией осуществлялся из объединенного штаба находящегося в Англии, которому просто было некогда заниматься такими мелочами, как непосредственная поддержка войск.

 Главнокомандующий 2-й тактической группой ВВС Великобритании сэр Артур «Мэри» Конингем
Главнокомандующий 2-й тактической группой ВВС Великобритании сэр Артур «Мэри» Конингем
Артур Конингем ответственен за развитие передового управления воздушным движением групп, которое руководит непосредственной авиационной поддержкой. Его часто называют «архитектором» доктрины военно-воздушных сил основанной на трех принципах: достижение превосходства в воздухе как первоочередная задача; централизованное управление воздушными операциями в связке с наземными войсками и непосредственно поддержка наземных операций.

Первые десанты были высажены 17 сентября, а 2-й тактической Воздушной Армии было запрещено появляться в районе Арнема, штабисты боялись столкновений между британскими и американскими истребителями. И это после двух летнего опыта совместных операций.

Мало того, кому то хватило ума выделить связистам 1-й воздушно-десантной дивизии те же частоты, которые имели мощные английский станции. Поэтому радиограммы парашютистов просто не были слышны.

Когда положение десанта стала совсем отчаянным, в район боёв все таки были отправлены "Тайфуны" на "свободную охоту", при которой летчики сами ищут и опознают цели. Но "свободная охота" не могла принести пользы в густых лесах вокруг Арнема, листва с деревьев еще не опала и давала немцем прекрасное укрытие от воздушных атак.

"Тайфунам" требовалась свежая и точная информация с передвижных пунктов наведения или от армейских офицеров связи, нужны были цветные дымы, указывающие позиции союзных войск. Ничего этого не было. Пролетая над районом боев летчики крайне смутно представляли ситуацию внизу.

-4

Было бы совершенно неправильно думать, что "Тайфуны" могли бы спасти положение под Арнемом. Основная причина неудачи заключалась в том, что 1-я воздушно-десантная дивизия была высажена слишком далеко от цели. Как и нет сомнений в том, что истребители-бомбардировщики могли бы серьезно помочь окруженному десанту. Всего 2000 человек из высаженных 10000 смогли вернуться назад.

В дальнейшем этот урок будет учтен, при форсировании Рейна всеми воздушными операциями руководил главнокомандующий Конингем, и непосредственная воздушная поддержка войск всегда была своевременной и эффективной.

Если Вам понравилась статья, делитесь, комментируйте и ставьте лайк, это помогает каналу.

Подписывайтесь на #militan будет интересно.

Спасибо за внимание и до новых встреч!