Причины провала операции "Market Garden" (далее "Маркет Гарден") хорошо известны и много обозревались многими экспертами. И во многих из них мелькают ссылки на отсутствие поддержки наземных войск истребителями бомбардировщиками 2-й Тактической воздушной Армии.
Непосредственной поддержкой войск на земле занимались истребители-бомбардировщики Hawker Typhoon Mk-1 (далее "Тайфун"). Работа пилотов "Тайфунов" была более сложная и опасная, чем летчиков-истребителей, который "болтались" высоко в небе в далеке от легких зениток.
Британский одноместный истребитель-бомбардировщик Hawker Typhoon Mk-1, производился фирмой Hawker Aircraft Ltd. Один из самых успешных штурмовиков RAF в годы Второй мировой войны.
Но мало засыпать цель бомбами и ракетами, летчики должны иметь детальную информацию о целях и точном расстоянии до союзных войск. При вылете на штурмовку летчики обычно получают всю информацию еще до взлета, но опытные командиры не стараются запоминать всю информацию.
Дело в том, что все корректировки будут вносить наземные передвижные пункты наведения. Обстановка меняться очень быстро и только наземная корректировка может гарантировать выполнение задачи. "Тайфуны" не раз доказывали, что могут уничтожать танки, бронетранспортеры, самоходные орудия, если позволяет погода и летчики получили достаточно точную информацию.
Но почему же хорошо отлаженная система Королевских ВВС Великобритании не сработала под Арнемом? Погода с 17 по 25 сентября, хотя и была неважной, но не мешала действовать "Тайфунам". Согласно британским документам "Тайфуны" летали все время, кроме одного дня. Но как всегда есть одно но. В дни самых напряженных боёв операции "Маркет Гарден", несколько эскадрилий "Тайфунов" занимались охотой на поезда южнее Арнема.
Главнокомандующий 2-й тактической группой ВВС Великобритании сэр Артур «Мэри» Конингем отвечал за проведение всех воздушных операций, но к операции "Маркет Гарден" его не привлекли. Контроль операцией осуществлялся из объединенного штаба находящегося в Англии, которому просто было некогда заниматься такими мелочами, как непосредственная поддержка войск.
Артур Конингем ответственен за развитие передового управления воздушным движением групп, которое руководит непосредственной авиационной поддержкой. Его часто называют «архитектором» доктрины военно-воздушных сил основанной на трех принципах: достижение превосходства в воздухе как первоочередная задача; централизованное управление воздушными операциями в связке с наземными войсками и непосредственно поддержка наземных операций.
Первые десанты были высажены 17 сентября, а 2-й тактической Воздушной Армии было запрещено появляться в районе Арнема, штабисты боялись столкновений между британскими и американскими истребителями. И это после двух летнего опыта совместных операций.
Мало того, кому то хватило ума выделить связистам 1-й воздушно-десантной дивизии те же частоты, которые имели мощные английский станции. Поэтому радиограммы парашютистов просто не были слышны.
Когда положение десанта стала совсем отчаянным, в район боёв все таки были отправлены "Тайфуны" на "свободную охоту", при которой летчики сами ищут и опознают цели. Но "свободная охота" не могла принести пользы в густых лесах вокруг Арнема, листва с деревьев еще не опала и давала немцем прекрасное укрытие от воздушных атак.
"Тайфунам" требовалась свежая и точная информация с передвижных пунктов наведения или от армейских офицеров связи, нужны были цветные дымы, указывающие позиции союзных войск. Ничего этого не было. Пролетая над районом боев летчики крайне смутно представляли ситуацию внизу.
Было бы совершенно неправильно думать, что "Тайфуны" могли бы спасти положение под Арнемом. Основная причина неудачи заключалась в том, что 1-я воздушно-десантная дивизия была высажена слишком далеко от цели. Как и нет сомнений в том, что истребители-бомбардировщики могли бы серьезно помочь окруженному десанту. Всего 2000 человек из высаженных 10000 смогли вернуться назад.
В дальнейшем этот урок будет учтен, при форсировании Рейна всеми воздушными операциями руководил главнокомандующий Конингем, и непосредственная воздушная поддержка войск всегда была своевременной и эффективной.