В статье мы расскажем о том, какие основные права есть у каждого потребителя. Это краткое изложение закона о защите прав потребителей, — если у покупателя ситуация нестандартная или имеет нюансы, то мы рекомендуем проконсультироваться с юристом или более подробно изучить текст закона в несокращенном виде.
Статья 25. Право обменять или вернуть непродовольственный товар, если он не подошел
Чтобы вернуть товар, нужно написать заявление и обратиться с ним к продавцу. Если в заявлении не будет указана причина возврата, — продавец вправе вам отказать. В качестве причины могут быть: неподходящий размер, комплектация, цвет или в товаре обнаружен брак, который выявился в процессе эксплуатации.
Но есть товары, которые нельзя вернуть, например, это предметы личной гигиены, парфюмерия, кабельная продукция, текстильные товары, лекарства, строительные и отделочные материалы и прочее.
Полный перечень — в Постановлении правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 16.05.2020 г.).
Статья 26.1. Право вернуть любой качественный товар, купленный через Интернет
Если покупка была совершена через интернет-магазин, то вернуть можно любой товар. Даже парфюмерию и товары личной гигиены, например, расчески и зубные щетки. Главное условие — товар нужно вернуть в течение семи дней.
Основание — п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612.
Статья 19. Право вернуть товар и получить за него деньги, даже если закончилась гарантия
Даже если у товара закончился гарантийный срок, товар ненадлежащего качества все еще можно вернуть.
Кроме гарантийного срока существует понятие срок службы — это период, в течение которого изготовитель обязан обеспечить покупателю возможность использовать товар по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, которые возникли по его вине (основание: п. 1, ст. 5 Закона «О защите прав потребителей»). Например, срок службы холодильника составляет около 6-7 лет.
Если за этот период холодильник в процессе эксплуатации сломался не по вине покупателя, то это — повод обратиться к производителю с претензией или требованием ремонта за его счет. Именно к изготовителю, — а не к продавцу.
Статьи 9 и 10. Право знать, кто продавец и производитель, чтобы предъявить претензию
Статья 9 вводит в обязанность продавца доводить до сведения покупателя наименование своей организации, ее местонахождение и режим работы. А индивидуальный предприниматель обязан сообщать покупателю информацию о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа.
Статья 10 обязывает размещать данные об изготовителе товара — его адрес и наименование — на упаковке, этикетке, технической документации или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Все это нужно для того, чтобы покупатель точно знал, кому направлять претензию или на чье имя писать заявление на возврат товара.
П. 7 статьи 18. Если сломался товар весом больше пяти кг, вы имеете право на его бесплатные вывоз и доставку после ремонта
Например, если у вас сломался холодильник, который находится на гарантии, то продавец должен направить к вам грузчиков и забрать его на ремонт. А после завершения ремонта — доставить обратно. И все это за свой счет и независимо от вида поломки, — она может быть небольшой.
Статья 20. Право на устранение возникших недостатков в гарантийный срок
Продавец или изготовитель должен соблюсти сроки ремонта товара, максимальный срок — до 45 дней. Если он не уложится, то вы вправе потребовать неустойку: 1% от стоимости товара за каждый просроченный день.
П. 2 статьи 20. Право получить товар на подмену, пока ваш находится на ремонте
Это распространяется на многие виды товаров, но не на все. Например, на подмену не предоставляются: автомобили, мебель, фены, СВЧ-печи, электрочайники, гражданское оружие и прочее.
Полный перечень — в Постановлении правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 16.05.2020 г.).
Статьи 23.1, 28. Право получать оплаченные товары и услуги вовремя
Если продавец лишит вас этого права, — его ждут штрафные санкции. К примеру, вы оплатили товар, а продавец задержал доставку, — тогда он должен заплатить вам 0,5% от суммы покупки за каждый день.
Основание для санкций — п. 3 ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей».
Статья 32. Право отказаться от работ и услуг в любое время
Если покупателя что-то не устраивает, он вправе заявить об этом и прекратить работу продавца. Но при этом, если продавец докажет, что он понес расходы, — покупатель будет обязан ему их возместить.
П.2 статьи 16. Право отказаться от навязанных услуг
Недобросовестные продавцы могут навязать покупателю дополнительные услуги, чтобы тот купил товар. Чаще всего это происходит при покупке товара в кредит, — в этом случае продавец может сказать, что без дополнительных услуг кредит не одобрят. Это заблуждение, — на выдачу кредита это влиять не может.
Будьте внимательны: иногда продавцы могут оказывать услуги, которые они обязаны делать по закону, как дополнительные — за плату. Например, такими услугами могут быть вывоз, ремонт и доставка товара обратно к покупателю в гарантийный срок. Это — не дополнительная услуга, а прямая обязанность продавца, и она не может оказываться им за деньги. Если такое происходит — это нарушение.
Когда права потребителей нарушают, многие покупатели обращаются в Роспотребнадзор. Но это трата времени, — Роспотребнадзор не уполномочен решать имущественные споры в административном порядке. Ст. 18–24, 29 Закона «О защите прав потребителей» обязывают покупателей обращаться в суд. В суде смогут урегулировать спор, а также решить вопросы касательно компенсаций морального вреда и понесенных расходов.
Если вы понимаете, что ваши права нарушают, но не знаете, как на это реагировать, — обращайтесь к юристам «Эгиды справедливости». Они помогут составить иск и представят ваши интересы в суде. Если права действительно нарушены, — юристы смогут это доказать и выиграть дело.