Творчество Бориса Гребенщикова, как и сама его фигура, неоднозначны.
И это всегда порождает множество вопросов к нему, как от журналистов, так и его аудитории.
При том, что сам он говорит о себе и своем творчестве, что все очень просто, гораздо проще, чем Вы думаете. И в этом, возможно, он прав.
В большинстве людей есть лишнее усложнение, попытки интерпретировать все через какую-то усвоенную и устоявшуюся установленную схему, призму мировоззрения, культуру. Шаг влево, шаг вправо от этой схемы может вызывать смятение, неопределенность, потерянность.
Люди, согласно экологической теории восприятия Гибсона, воспринимают мир, себя и других людей, через какие-то призмы (шаблоны, стереотипы) познания, принятые в культуре (а точнее, той или иной ее части, ибо культур много, мир разнообразен).
Как говорил знаменитый психолог и психиатр Карл Густав Юнг о функции человеческого мышления: мысль всегда пытается подставить находки восприятия в какую-то формулу. И чем шире формула, тем шире выводы, которые может сделать мысль.
Но Юнг говорит, что мышление не есть единственная функция познания. Есть интуиция, ощущения, чувства и они тоже дают информацию о мире и подчас помогают мысли не заплутать в своих схемах и увидеть живую истину, обнаружить новое, новый факт, слепое пятно незнания, породить удивление, поиск и находки.
В этом плане Борис Гребенщиков не форматен, не конформен, поленезависим и открыт всему благому, что есть в жизни.
Он выглядит умиротворенным, внутренне спокойным и свободным человеком. Он делает как свои, так совместные творческие проекты с самыми разными творческими людьми. Пишет стихи и музыку, выступает как музыкант и исполнитель, пишет книги, занимается переводами, участвует в международных благотворительных акциях, ведет передачу "Аэростат" на "Радио России",
Борис Гребенщиков выступает в 2012 году в Московской духовной академии с концертом и отвечает на вопросы семинаристов и священников. В том же году, он едет паломником на Афон, посещает Ватопедский монастырь Афона, ему хорошо там, он восхищен потрясающими богослужениями на Афоне.
В 2020 году выходит в свет его перевод на русский язык "Бхагават гиты", части индуистского эпоса, над которым он работал много лет, и которую называет "гениальнейшей из книг".
На вопрос в интервью Ксении Собчак:
«Вы верите в Единого Бога?»,
Гребенщиков шокирующе отвечает:
«Мне плевать на единого бога».
Это не означает богохульство. Его ответ означает:
«Я не верю ни в какие идеи о Боге, я чувствую в жизни Живого Бога, Единого для всех».
Отношение с Богом у него - это чувство присутствия Бога во всем.
«Бог более реален, чем мы с Вами» - так, например, он отвечает на вопрос Владимира Познера в его программе, чем ставит журналиста в недоумение.
То, чему противится Гребенщиков - тоталитаризм, фашизм и прочее подавление человеческой души и достоинства.
Борис Гребенщиков не является бунтарем и мятежником, хотя в советские годы, под давлением обстоятельств, вынужден был быть подпольным рок музыкантом. А в 1980 году за участие в Тбилисском рок фестивале был исключен из комсомола. Он не пытается менять законы природы и мира, себя или других. Напротив, он принимает все, что есть. Принимать, значит признать существующим, но не значит - последовать этому.
Амплуа Бориса Гребенщикова - заниматься творчеством, заниматься тем, что любишь, не переступать через то, что считаешь важным.
Он не считает себя ни святым, ни стремящимся или подражающим им. Ни подвижником, ни аскетом, ни учителем. Ценным для него является быть собой без примесей давлений среды, и выражать в творчестве то, что хочет выразить именно его душа. Если глубже, то Бог через его душу.
При этом, считает он, важно иметь полное представление о духовной картине мира. Душа не должна быть слепа и невежественна.
В этом плане он интересно ответил на вопрос слушателя в передаче Александра Гордона.
Вопрос (многослойный) звучал так:
«Вы человек православный, вроде. Никогда от этого не отказывались. С чем же тогда связаны многолетние и многотрудные поиски на Востоке? Вам не хватает того, что есть в православии? Или что-то еще? Если что-то еще, то что именно?»
Ответ Бориса Гребенщикова:
«Спасибо за вопрос. Мне всегда представлялось, что для полноты картины недостаточно знать один язык. Лучше знать несколько языков.
Для полноты картины недостаточно знать свою деревню. Хорошо бы съездить в город и в другую деревню. Посмотреть, как там люди живут. Потому что иначе мы падает жертвами "местячковости".
Для полноты картины недостаточно знать одну религию. Потому что тогда впадаешь в ересь и считаешь, что все остальные не правы, а ты прав. Чем грешат многие православные священники.
«Не судите и не судимы будете». Прежде, чем критиковать кого-то и говорить, что они второго сорта, что они хуже, сначала узнайте то, чем они занимаются. К сожалению, не все хотят узнавать. Всем достаточно сказать, что наша религия лучше и нам не нужно знать ничего другого. Это печальный взгляд, который может привести к очень искривленной картине мира и совершенно ни к тому, о чем говорил Христос.
Я напомню, что апостол (Павел) говорил: «нет ни эллина, ни иудея…». Перед Богом все равны. Перед Богом все равны во всех смыслах. И мусульманин, который называет Бога Аллах, и православный, который называет Бога так, как он его называет. И католик, и индуист. И все, все, все люди на земле имеют дело с одним Богом.
С моей точки зрения предосудительно и опасно считать, что «я прав и я пуп земли, а все остальные – еретики, не правы и не знают, о чем они говорят».
Это взгляд невежественного человека.
Религии должны быть разными, как и должны быть разными культуры. Но говорить, что одна лучше другой – опасно и близко к фашизму». (источник. «Борис Гребенщиков о религии»).
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.