Найти тему

Вы готовы признать за собой такую вину?

Прошла очередная годовщина расстрела Николая Романова с семейством в годы Гражданской войны. Повод вспомнить, что глава РПЦ, патриарх Кирилл, заявляет о «коллективной вине народа за убийство царской семьи». То есть господин Гундяев обвиняет, в том числе и моих предков, в каком-то преступлении. По-моему, это уж слишком.

Фото из открытых источников в интернете.
Фото из открытых источников в интернете.

У меня, как и у десятков миллионов нынешних россиян, предки были из крестьян, и у подавляющего большинства из них при царском строе не имелось никаких шансов получить образование и как-то развиваться. В моём случае всё это усугублялось ещё и тем, что Тепанены-Степановы не были русскими. В период вплоть до Первой русской революции крестьян спокойно могли выпороть, а в армии телесные наказания для «нижних чинов» держались до 1917 года.

Вообще, многие сильно подзабыли, что сословное деление – это не ролевая игра в благородных дворян или купцов – меценатов. Люди делились по своему происхождению почти как животные, и это становилось клеймом на всю жизнь. Разный социальный статус постоянно сказывался и в быту, помните, например, выражение – «ломать шапку». А уж русская классическая литература, как свидетель жизни народа, опровергает напрочь все фантазии нынешних монархистов.

А на страже такого миропорядка стоял Николай Романов. У него имелось много времени и возможностей, чтобы что-то изменить в порядках страны и тем спасти себя и свою семью. Но он выбрал «Кровавое воскресенье». И твёрдо стоял за такой путь до конца.

И в этой связи мы не только не должны признавать какую-то вину наших предков, но и сказать хоть несколько добрых слов в отношении Голощекина, Юровского, Ермакова, Медведева и других. Эти люди поставили последнюю и закономерную точку в агонии царской династии. Они привели гражданина Романова и членов его семьи в подвал Ипатьевского дома, хотя на самом деле – это он всей своей деятельностью привел их туда.

Чисто по-человечески, с позиций нашего поколения, родившегося в спокойные и добрые времена, расстрел в подвале представляется ужасным. Да, это личная трагедия семьи Романовых. К слову, очень показательно, что решение о расстреле принимало не руководство партии большевиков, которое планировало публичный суд над царём, а фактически - простые уральские работяги, ставшие в 1917 году властью. Относительно вольготная жизнь Романовых (особняк купца Ипатьева даже отдаленно не напоминал тюрьму) в столь тревожное время, когда враг стоял буквально у ворот города, вызывала возмущение у рабочих Екатеринбурга и окрестностей. На собраниях и митингах на заводах Верх-Исетска рабочие прямо говорили: «Чегой-то вы, большевики, с Николаем нянчитесь? Пора кончать! А не то разнесем ваш Совет по щепочкам!»

Но главное даже не в этом. В результате революции 1917 года миллионы людей получили реальные права и возможности, пусть даже многие из их нынешних потомков об этом напрочь забыли. А надо быть логичными и честными перед своими предками, жившими в то время и в большинстве своём поддержавшими и свержение царя, и власть большевиков, и все дальнейшие преобразования, от которых если не они, то их дети стали прямыми, выражаясь современным языком, выгодоприобретателями. Да, приобрели все эти «банальные» вещи типа бесплатного жилья, образования, медицины, достижений культуры, социальных лифтов для любого выходца из рабочих и крестьян.

И когда патриарх говорит о «коллективной вине народа», то он имеет в виду одну «вину» наших предков – желание достойно жить, желание равенства и справедливости. И волю к тому, чтобы за это бороться.

А вы готовы признавать за собой такую «вину»?

Александр Степанов
Карелия

Опубликовано в "Трудовой России"