В Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 августа 2021 года N 14-2/ООГ-7691 дал разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных. В письме было пояснено, что ранее данные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника.
А дальше цитирую само письмо:
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел в пределах компетенции Ваше обращение по вопросам, связанным с исполнением работодателями требований государственных органов, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, поступившее на официальный сайт Минтруда России в электронной форме (регистрационный N ОГ-43878 от 26 июля 2021 г.), и сообщает.
Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных (далее - разъяснения) подготовлены по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации Минтрудом России совместно с Роспотребнадзором.
Согласно разъяснениям граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
При этом в разъяснениях отмечено, что вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя.
Рекомендуемый порядок действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям (в виде мотивационных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) вместе с разъяснениями размещены в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте официальной информации о коронавирусе в России стопкоронавирус.рф.
Отмечаем, что указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника.
В части поднимаемых в обращении вопросов, связанных с проведением вакцинирования в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, информируем, что данные вопросы регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в указанной сфере является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) (пункты 1, 5.1 Положения о Роспотребнадзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322).
В связи с изложенным Ваше обращение направлено для рассмотрения в части указанных вопросов в Роспотребнадзор.
Совсем недавно Минтруд в разъяснениях утверждал, что группы граждан, определенные в постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, должны пройти вакцинацию, отказавшиеся от вакцинации должны быть отстранены от работы, что работодателям необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива. Что же случилось, что риторика изменилась? Минтруд даже указал на то, что разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативным правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника.
Благодаря сопротивлению людей, это пусть и не большая, но всё же победа общественности. Ни один закон, в частности и Трудовой кодекс РФ вообще не содержат такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок. В ст. 76 ТК РФ, на который ссылаются госорганы как на основание для отстранения от работы непривитых сотрудников, указывает на отстранение от работы в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (то есть актами федерального уровня), то есть у санврачей регионов отсутствуют полномочия издавать постановления об отстранении непривитых работников и тем более давать подобные поручения работодателям.
Прививка против коронавирусной инфекции внесена в Календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям, таким образом если санитарный врач региона принимает решение о необходимости вакцинировать, а работник отказывается, то его могут отстранить, если работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями указанными в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (но не всех подряд по указке губернатора или санврача). Либо в случае если работник является носителем возбудителей инфекционных заболеваний, что предусмотрено п. 2 ст. 33, ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
А работодатель вообще не имеет право вмешиваться в процесс вакцинации, так как эта информация относится к медицинской тайне и не входит в список обязательной информации предоставляемой работодателю для целей трудовой деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ осуществление иммунопрофилактики обеспечивают Минздрав России, Роспотребнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения.
Не смотря на все законы, судебную практику и здравый смысл, начальник отдела надзора на транспорте и санитарной охраны территории управления Роспотребнадзора по республике Татьяна Истомина в эфире авторской аналитической программы Алексея Фишева «Проект 3Д» заявила, - "После 1 сентября мы планируем проверять реализацию постановления в рамках плановых надзорных мероприятий и в рамках эпидемиологических расследований. Мы будет принимать административные меры воздействия в отношении работодателей. Подчеркиваю, не в отношении тех, кто отказывается от прививки, а в отношении работодателей. Штрафы будут от 50 тысяч рублей и выше".
То есть борьба властей с народом продолжается .....