Мария Федоровна (урожденная София Доротея Вюртембергская (1759-1828)) была второй женой Павла I, невесткой Екатерины II, самой плодовитой русской императрицей (10 детей), матерью императоров Александра I и Николая I. А ещё она очень любила… токарный станок и прочее «рукоделие».
С немецкой внимательностью и рассудительностью и вполне русским (или интернациональным?) желанием одарить собственными произведениями любимых, Мария Федоровна занималась живописью, брала уроки токарного мастерства, занималась с медальером и специалистам по камеям.
В Эрмитаже, Историческом музее и, конечно, в нежно любимом императрицей Павловске хранятся изделия, выполненные нашей героиней. Потрясает воображение стол Павла Петровича, 12 ножек которого выточила своими изящными ручками Мария Фёдоровна. Примечательны камеи с изображениями мужа, уже взрослого Александра I - победителя и других детей, и особенно - Екатерины II, которая сначала выбрала принцессу маленького немецкого княжества в жёны наследнику русского престола, а потом забрала двух старших сыновей у матери.
Но самым интересным произведением Марии Фёдоровны, является изумительная парюра (набор украшений в едином стиле, из одинаковых материалов, с едиными декоративными мотивами) её дочери, Александры Павловны.
Набор изящных украшений - часть приданого великой княгини - украшен камеями, которые были очень популярный в тот период. Эти геммы - вовсе не резные камни, а имитация из папье-маше, выполненная самой императрицей. Сентиментальный подход к памятными вещам очень характерен для культуры 19 столетия.
К сожалению, Александру Павловну ждала несчастливая судьба: первая помолвка так и не состоялась, а брак закончился смертью княжны после первых родов. Приданое вернули в Петербург, и парюра теперь выставлена в Эрмитаже.
Кроме того, Мария Федоровна стояла у истоков русской организованной благотворительности, активно занималась развитием образования и медицины, и стала той, что дала возможность женщинам разного положения в России получать образование