Николай II-ой за 20 лет осилил 2-колейный Великий Сибирский путь и ещё за 5 лет полностью справлялся с его перекладкой, без него за 100 лет подходов со все возможных сторон удалось осилить только вдвое более короткий, да ещё и одноколейный БАМ. Это было бы вполне простительно для небольшого вспомогательного направления, каковым является ответвление на Якутск, однако в случае с БАМом, как и с Великим Сибирским путём, речь идёт о важном, стержневом направлении – связи России с Дальним Востоком и выходом её в Тихий океан, особенно учитывая мощь Китая, безопасность от которого собственно и должен был обезпечить БАМ в пору основного угара его строительства при Брежневе, который оказался вынужден разгребать навозное наследство, оставленное ему Джугашвили, который подарил Китаю Маньчжурию, и Хрущёва, который «не сошёлся во взглядах на писания Фомы Ассизского» с самим «шалунишкой» Мао Цзе Дуном.
Разработка вопросов возможных осложнений между «красной» Россией и «милитаристской» Японией в 1930-х годах предполагала несомненный удар по направлению разъезда Гродеково, а также разрушение моста через Амур, как и строящегося подводного путепровода. Особо опасными направлениями были удары с моря по Де Кастри и Владивостоку, ответить и отбить которые ТОФ не мог. Однако разнобой и раздрай между Японскими Сухопутными и Военно-Морскими силами привёл к тому, что японцы ограничились небольшими столкновениями у озера Хасан 1938-м и реки Халха в 1939-м, причём ВМС Японии на события у озера Хасан никак не откликнулись и вынудили Сухопутные войска завести свои Военно-морские силы. Но так как Япония уже вступила во Вторую мировую войну, напав 07 июля 1937-го года на Китай, то без избытка сухопутных сил она была вынуждена ограничится «рисовыми наступлениями» в Китае, а события у озера Хасан и реки Халха стали следствием «сталинистического» «головокружения от успехов» местных, но не высших военначальников, совершенно мероприятия у озера Хасан и реки Халха не поддержавших, как выпадавшие из стержневого направления в виде «рисовых наступлений» в Китае.
На сегодняшний день, несмотря ни на какие самые разотличные отношения с Китаем, совершенным образом нужно исходить из того, что «от любви до ненависти один шаг» и ХХ-ый век предоставил множество примеров таких колебаний в отношениях между Россией и Китаем. Ещё древние Римляне чётко определили правило «Si vis pasem para bellum», то есть – «Хочешь мира, готовься к войне». Если при Николае II-м Амурская железная дорога представляла глубокий тыл Жёлто-России и полностью обезпечивала безопасность военного и гражданского сообщения России с Дальним Востоком, то ныне в силу ошибок коммунистов, в угаре «сталинистического» «головокружения от успехов» подаривших Китаю Маньчжурию, таковым стержнем безопасности может быть только БАМ. Весьма понятно было начинать строить его в 1930-е одноколейным, но повторять эту ошибку в 1970-е было уже верхом глупости. Хотя чего уж там от коммунистов всех времён и народов было можно ожидать и ныне ничего более чем глупость не ожидается. Как и вооружение строителей коммунизма кирками, вместо того и там, где при Государе Николае II-м уже успешно применялись сухопутные землечерпалки, стоимость которых совершенно оправдывалась производительностью. Таким образом, скорость строительства при Николае II-м в значительной мере объяснима наличием у строителей паровых двигателей, в то время ка кпри коммунистах основным паром был пар от махания кирками с соответственно низкой производительностью и длиннейшими сроками строительства. Только на натягивание проводов для электрической тяги на Великом Сибирском пути у коммунистов ушло более 50 лет, из которых 10 лет уже собственно при Ельцине, коммунизм отринувшем и законченное только при Путине в 2002-м году.
При правлении Николая II-го или Его Наследников разного рода, состояния и достоинства Россия могла ожидать уже в XX-м веке окончания строительства железной дороги до Анадыря, не говоря уже о нынешнем Магадане, а возможно что и до Петропавловска-Камчатского. Причём изначально возможно одноколейной, так как большой нагрузки не предполагалось, в силу малонаселённости тамошних мест. Однако тут же следует отметить, что при Государе Императоре Николае II-м Россия представляла из себя 10% мирового населения. А ко временам всё-таки строительства БАМа при Брежневе у нас из-за «сталинистического» «головокружения от успехов» в виде трёх чудовищных моровых голодов, «колхозизаций», «ГУЛагизаций» и «индустриализаций» осталось уже только 5%. Нынешняя плотность и количество населения России на Дальнем Востоке в 10 раз меньше той, что ожидалась при естественном течении событий, то есть без пломбированного контрреволюционного октябрьского переворота 1917-го года.
Тем не менее, даже при том наличном остатке, что имеется у России на Дальнем Востоке строительство полноценной двухпутной железной дороги для подстраховки Великого Сибирского пути есть несомненная необходимость.
Удручает только то, что строить, а точнее доводить до ума её будут если не 50 лет, как при коммунистах, то ещё лет 10.
Однако выбора нет, второй путь для полноценного железнодорожного пути, связующего и страхующего Россию на Дальнем Востоке однозначно нужен.
И желательно не силами железнодорожных войск.