Да, сегодняшние кинотворцы частенько не желают делать лишний дубль, даже когда в кадре после трёх-четырёх выстрелов затвор пистолета, откинувшись назад, смиренно замирает, показывая, что патроны в обойме закончились. И зритель, резонно ожидающий, что стрелок тут же перезарядит оружие, с удивлением наблюдает, как внезапно оживший "ТТ", вновь выпускает несколько пуль.
А вот в заветные советские времена режиссёры относились к выданному реквизиту более чем серьёзно. Правда, частенько "заморачиваться" по поводу боевого или холостого выстрела из револьвера, не очень то и хотелось. К тому же, согласно сценарию надо было мучительно соображать, как одновременно с вылетевшей пулей, проделать отверстие в машине или заборе. Поэтому, когда в первом фильме оптимистичного Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих", возникла потребность отстрелить цепочку, удерживающую сумку с драгоценностями, то долго совещаться не пришлось. Решили стрельнуть из боевого ствола. На робкий вопрос художника-постановщика, мол, а вдруг, лежащий на боку актёр неожиданно пошевелит рукой, уверенный в себе Никита Сергеич, произнёс – "да, чё там, не успеет". И после точного выстрела цепочка послушно оторвалась.
Ещё более смелую пальбу затеяли съёмщики популярного советского фильма "Петровка, 38". Невероятно отважный актёр Евгений Герасимов легко согласился пригибаться перед реально вылетающими из дома пулями, чтобы не подводить своего талантливого режиссёра. Конечно же, перед этой рисковой сценой Борис Григорьев подозвал к себе молодого человека и попросил его быть как можно осторожнее. А дело было в том, что снять тот момент, как выстреливший изнутри подозреваемый, разбивает пулей стекло, никак не получалось. Пришлось палить из боевого "Макарова". В кадре видно, что вылетевший из окна 9мм снаряд проходит всего в 15 см от головы Герасимова. Зачем же было настолько рисковать, синхронизируя выстрел и резкий уход вниз актёра, не очень то и понятно. Затем пару пуль прошивают входную дверь, но это происходит уже в метре от отчаянного героя Евгения.
Сегодня уже никто не станет повествовать о тех событиях, которые способствовали особой достоверности драмы Элема Климова "Иди и смотри". В ней снимался 15-летний Алексей Кравченко, которому, правда, по не проверенным слухам, после завершения картины пришлось пару месяцев общаться с профессиональным психологом. В фильме есть такой эпизод, где спрятавшийся в канаве рядом с коровой юный Флёра Гайшун, видит, как над ним догорают огоньки от пролетающих сверху трассирующих пуль. К притаившемуся в углублении Алексею подошёл оператор, и увидев, что мальчик обмотал верёвку вокруг запястья, хмуро посоветовал: "Слышь, малый. Ты просто держи её в руке, а то когда корова рванёт, то полетишь прямо за ней". Не зная, что ему думать, молодой артист лежал в темноте, а рядом с ним спокойно стояла и что-то жевала представительница отряда парнокопытных. Вдали послышалась команда и в метре над головой парня расцвели реальные пулемётные трассеры. Корова дико рванулась и выдернула верёвку из потной ладони перепуганного школьника. Сегодня всё это покажется неправдоподобным, как и то, что в конце фильма сильно изменившийся герой Кравченко, расстреливает ненавистный портрет из настоящей боевой винтовки.