Найти в Дзене
Филипп Москвитин

Праздник Преображения Господня

Оглавление
Преображение Господне Иконописец Филипп Москвитин
Преображение Господне Иконописец Филипп Москвитин

Преображение Господне

Там, где Израиль древле Сисару победил,
Христос Свою Божественную славу явил.
Перед тремя Апостолами Он преобразился,
Чтоб славу Его ведал всяк и в вере утвердился.
Рассеялся мрак ночи пред Божественным сиянием,
Апостолы, узрев сие, прониклись упованием:
Пускай все силы злобные на Бога ополчатся,
Он превозможет все- они ж как облак расточатся.
Христос в Себе свет Божий и прежде заключал
И мерами разумными достойным раздавал.
А ныне- в полной силе светлое Преображение
Лучами вечной радости вещало о спасении,
Блеск человека нового открылся небесам,
Сиянье Божества людским открылося глазам.
Узрел мир горний славу Бога, сшедшего с небес,
А люди-  Спаса душ заблудших и телес.

Святитель Николай Сербский

ВОССОЗДАТЬ СЕБЯ, КАК ИКОНУ

На наши вопросы о Преображении Господнем сегодня отвечают славные русские праведники.

Митрополит Иоанн Снычев Художник Филипп Москвитин
Митрополит Иоанн Снычев Художник Филипп Москвитин

— Почему Господь преобразился именно на горе?

Иоанн (Снычёв), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский:

— Преображение стяжается только трудами. Посмотрите: прежде чем увидеть преобразившего Господа, апостолы совершили долгое, трудное восхождение на гору. Но если труд и усилия требуются при телесном восхождении на гору, то тем более при восхождении на высоту духовного совершенства. Здесь требуются постоянные усилия в совершении добрых дел.

Патриарх Московский и всея Руси Пимен Извеков
Патриарх Московский и всея Руси Пимен Извеков

— Почему Господь взял на Фавор именно Петра, Иоанна и Иакова?

Пимен (Извеков), Патриарх Московский и всея Руси:

— Пётр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: «…на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16,18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: «…Любите не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин.3,18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков — образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич)
Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич)

— Евангелист говорит, что на Фаворе «Пётр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк.9,32). Но так же точно они спали и в Гефсиманском саду…

Николай (Ярушевич), митрополит Крутицкий и Коломенский:

— С особой силой в этот день в наших сердцах звучат слова Христовы: «Бодрствуйте и молитесь» (Мк.14,38). Господь велит нам бодрствовать сердцем, а бодрствовать — значит быть подобным страже. Так надо охранять нам все ходы, через которые грех вползает в наше сердце. А он вползает безчисленными путями: через глаза, когда они смотрят на то, что влечёт ко греху; через уста, когда они произносят бранные, скверные, лживые, клеветнические, осуждающие друг друга слова. Он входит через наши помыслы, он поднимается со дна нашей души, когда мы даём свободу живущей в нас наклонности к греховной жизни.

Святой праведный протопресвитер Иоанн Кронштадтский Художник Филипп Москвитин
Святой праведный протопресвитер Иоанн Кронштадтский Художник Филипп Москвитин

— Почему Господь не внял просьбе ап. Петра построить на Фаворе три кущи?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

— Пророки беседовали с Господом о страшных страданиях Господа за нас в Иерусалиме; а Пётр хотел наслаж­даться блаженством на Фаворе в присутствии Господа: «Хорошо нам здесь быть, — говорит, — Господи, сделаем… три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Нет, Пётр апостол, не место и не время тебе тут блаженствовать; а настроить тебе претерпеть тяжкие страдания и смерть поноснейшую. Разве ты не слышал, о чем говорили Моисей и Илия с Господом во время Преображения Его? Не о блаженстве, а о страдании и смерти, которые надлежало претерпеть Ему. Но сам Пётр не знал, как сказано, от великой радости и счастья, что говорил. Надо было вразумить свыше его — и ещё не кончил Пётр своих слов, как с неба послышался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17,5.); т.е. не следуйте тому, что вам нравится, приятно, а слушайте Его, Сына Моего Воз­любленного: «…если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16,24). — Вот в чем надобно слушаться Его. И нам, братия и сестры, не должно искать на земле радостей и блаженства; здесь не место и не время для блаженства, а место и время для слёзного покаяния и скорбей очистительных. Блаженство будет там, на небе, во веки безконечные для всех истинно веровавших и подвизав­шихся здесь.

Митрополит Серафим Чичагов в кабинете под написанным им образом Спасителя
Митрополит Серафим Чичагов в кабинете под написанным им образом Спасителя

— Возможно ли православному человеку преобразить свою душу сегодня, когда весь мир катится в греховную пропасть и нас с собою увлекает?

Священномученик Серафим (Чичагов):

— Подобные оправдания легко опровергаются Евангелием, которое читалось сегодня. В нём излагалось, при каких ужасных обстоятельствах совершилось Преображение Господне, насколько душа Сына Божия была преисполнена мыслию о предстоящих страданиях на Кресте. Следовательно, и наше внутреннее преображение возможно также при самых тяжёлых условиях жизни, ибо оно требует только молитвенного единения со Христом и безропотного несения своего креста. Крест есть единый, верный путь к славному преображению!

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

— Но ведь человек не может устроить своё преображение только собственными силами…

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

— Не принял проповеди любви иудейский народ, споткнулся от страха пред грозящей опасностью камень веры Пётр, разбежались возлюбленные ученики, хулил и злословил разбойник, грешим и не умеем каяться мы. А любовь всё ждёт! Молитва Христа за распинателей «Отче, прости им, не ведят бо, что творят» в хулителе и разбойнике совершает чудо преображения закосневшей в смертных грехах души. Наша радость пасхальная – это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте.

Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

— Но с чего начать путь на Фаворскую гору? Как начать своё преображение?

Святитель Феофан Затворник:

— Как? — Так же, как художники восстановляют испорченные картины. Они угадывают формы частей, подыскивают краски, как было в оригиналах, и восстановляют, таким образом, часть за частию, всю картину, как она была вначале. Страсти пришли вместо добрых расположений и обезобразили нас. Надо восстановить добрые расположения, противоположные страстям. Итак, погасим гнев и восприимем кротость, подавим самость и восстановим любовь, отгоним зависть и укрепимся в сорадовании, перестанем осуждать, а будем хвалить, перестанем присвоять, а будем давать.

Священномученик Сергий (Мечев)
Священномученик Сергий (Мечев)

— Пётр видел Преображение Господне, а потом всё-таки отрёкся от Господа… Неужели такое возможно?

Священномученик Сергий (Мечев):

— Нам особенно необходимо постоянно помнить об этом, так как для многих из нас христианство перестало быть делом опыта и стало исключительно «словесным» делом. Поэтому нам важно вспомнить грозные слова преподобного Макария Египетского: «Иное дело рассуждать о трапезе, и иное — насытиться ею». К сожалению, для нас, которые сделали христианство привременным мечтанием и «мирским пристрастием», и эти слова могут остаться только словами. Подвижники говорят, что путь духовной жизни, с одной стороны, есть путь прямой и гладкий, с другой же стороны, это тесный и тернистый путь, который только по мере делания становится лёгким и прямым для христианина. Нам нужно помнить, что люди, идущие этим путем, часто ослабевают и возвращаются вспять. Поэтому нам надо готовить себя к скорби. Вспомним об апостоле Петре, в жизни которого после Фавора было отречение. И сегодня мы должны помнить: многие подвижники, уже преобразившиеся, падали снова, как, например, Иоанн Постник. Но теми, кто неуклонно шёл претрудным путем духовного делания, все эти опасности были преодолеваемы, и они снова восходили на гору духовного преображения.

#преображение #иоанн кронштадский #патриарх пимен #феофан затворник #сергий мечев #серафим чичагов #иоанн снычев #православие