Партийный псевдоним "Золотая рыбка", как нельзя лучше характеризует этого человека - Авеля Сафроновича Енукидзе. Крестьянский сын из грузинской Менгрелии, при царе арестовывался семь раз по политическим статьям, один из организаторов похорон Ленина, проработавший 13 лет секретарем ЦИК СССР, слыл сластолюбцем в узких партийных кругах. Еще во время ссылки под Архангельском, после бурного романа с Авелем, Голда Горбман (будущая жена К. Ворошилова) вынуждена была сделать аборт, вследствии чего Клим Ворошилов так и остался бездетным. По словам полпреда СССР в Будапеште Бекзадяна Ворошилов припомнил Енукидзе это в 1937 году, когда Авель был арестован - "Енукидзе напрасно обидели, он крупнейший революционер Закавказья и его съели на почве личных счетов" (из протокола допроса водителя Бекзадяна). Впрочем я думаю это всего лишь измышления еще одного партийного функционера. Енукидзе оступился когда выступил в защиту Каменева и Зиновьева, столь ненавистных Сталину. Всё, что прощалось Енукидзе до этого, отразилось уже в обвинениях.
В Кремле Енукидзе называли "Кремлевским завхозом". Прежний псевдоним "Золотая рыбка" удачно сочетался с новым кредо. Автотранспорт, продукты, квартиры, курорты, санатории, кремлевские дачи- все это входило в хозяйство Енукидзе, он распределял все эти блага между кремлевскими бонзами. Комендант Кремля, был в его прямом подчинении. Но, была еще неофициальная часть его обязанностей - обеспечение женским контингентом кремлевские банкеты. Юные балерины Большого театра, начинающие актрисы театров лично отбирались товарищем Енукидзе. Чем то напоминает современные кастинги будущих поп-звезд. Вот что писала о нем в своих дневниках Мария Сванидзе (родственница первой жены Сталина):
«Будучи сам развратен и сластолюбив, он смрадил все вокруг себя: ему доставляло наслаждение сводничество, разлад семьи, обольщение девочек. Имея в своих руках все блага жизни, недостижимые для всех, в особенности в первые годы после революции, он использовал все это для личных грязных целей, покупая женщин и девушек. Тошно говорить и писать об этом...»
«Будучи эротически ненормальным и, очевидно, не стопроцентным мужчиной - он с каждым годом переходил на все более и более юных и наконец докатился до девочек в 9-11 лет, развращая их воображение, растлевая их, если не физически, то морально. Это фундамент всех безобразий, которые вокруг него происходили. Женщины, имеющие подходящих дочерей, владели всем. Девочки за ненадобностью подсовывались другим мужчинам, более неустойчивым морально. В учреждение набирался штат только по половым признакам, нравившимся Авелю. Чтобы оправдать свой разврат, он готов был поощрять его во всем: шел широко навстречу мужу, бросавшему семью, детей, или просто сводил мужа с ненужной ему балериной, машинисткой…»
Времена изменились, а нравы видимо нет. Но, вернемся к Авелю Енукидзе. Если вы думаете, что деятельность Еникудзе ограничилось только этими мерзостями, то глубоко ошибаетесь. Он стал идейным вдохновителем пресловутого закона о "колосках", совместно с Калининым (еще одним кремлевским любителем юных балерин) и Молотовым. Крестьяне собиравшие колоски оставшиеся на полях после уборочной, упавшие с машин во время перевозки, срезавшие неспелые колоски от голода, осуждались на 10 лет лагерей с конфискацией имущества. По этому закону были осуждены 183 000 крестьян СССР.
Ну вот настал пресловутый 1937 год. В среде партийной номенклатуры, настала пора собирать камни. Первый раз Енукидзе был включен в расстрельный список в июле 1937 года, но был вычеркнут самим Сталиным с резолюцией- "подождать пока!" В октябре того же года Енукидзе снова включают в списки первой категории, где к стандартным обвинениям в измене Родине, в шпионаже добавились покушение на Жданова и главное - совращение и растление малолетних девочек. Внесением данного обвинения в приговор, зная какое отношение в СССР к таким людям, Сталин просто уничтожал даже напоминания о нем в будущем. Енукидзе стал единственным партийным деятелем такого ранга осужденным по этой статье. 30 октября 1937 года Авель Енукидзе был расстрелян. Через месяц был расстрелян его двоюродный брат Трифон Енукидзе, который до этого много лет проработал управляющим фабрикой Госзнака в Москве с тремя классами образования.
На этом все, спасибо за внимание.