Как обычно, неожиданной старости пост – "Властелину колец" 20 лет. Вернее, ровно 20 лет назад на экраны вышло "Братство кольца", картина, открывшая большую трилогию, ставшую настоящим событием в мире кино на долгие годы. Хороший повод вспомнить, как мы смотрели первую часть в отсутствии кинотеатров, как делились "правильным переводом Гоблина", как учили эльфийский и делали первые мемы про "Бегите, глупцы!". Но я решил немного поразжигать и потыкать в мягкие части поклонникам Толкина, Бэггинсов и Гэндальфа – давайте посмотрим, как изменилось общество за прошедшие два десятка лет, и что в сказочной трилогии сегодня стало выглядеть плоско, глупо и даже оскорбительно...
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Претензий к "Властелину колец" у меня не так много...
Фильм слишком сильно отличается от книги
"Бумажный" "Властелин колец" появился в середине прошлого века и вскоре стал одним из самых знаковых произведений в жанре фэнтези, любимым миллионами читателей. Адаптация этой книги долгое время казалась невозможной, и Питер Джексон это мнение только укрепил – дословно перенести книгу на большой экран ему не удалось. Адаптация потребовала существенной перекройки сюжета, из которого пропали несколько персонажей и целые пласты истории. Например, радикально изменен образ Фарамира, в книге ничуть не соблазнившегося магией кольца. Вызвало негодование у фанатов романа и отсутствие в фильме Тома Бомбадила. Вроде бы незначительные правки, но болезненные и обидные.
Неприемлемый фэтшейминг
Фильм Питера Джексона снимался в те времена, когда равенство не входило в повестку мировых правительств и общественных движений, поэтому выглядит "Властелин колец", мягко говоря, не особенно уважительно. К толстякам, например. Большая часть персонажей картины – худые и подтянутые, а если кто-то выходит за рамки представления о мужественности, то он тут же превращается в предмет насмешек или злых оскорблений, как Король гоблинов. Толкину это простительно, он писал сравнительно давно, но фильм-то посвежее будет. Современные фильмы научились уважительно относиться к персонажам с избыточным весом, а вот "Властелин" отчетливо дает понять, что герои могут быть только худыми. Не надо так!
Образ Арвен унижает женщин
Поверхностное знание "Властелина колец" и "Хоббита" заставляет публику считать, что в произведениях Толкина нет женских персонажей, и поэтому Питеру Джексону пришлось придумывать эльфиек специально для своих фильмов. Это не совсем так – история Арагорна и Арвен, например, описана в специальном приложении, которому сам писатель уделял очень большое внимание. Однако образ Арвен сегодня выглядит крайне устаревшим – она и в книге, и в фильме выглядит приложением к мужчине с момента первой встречи. Сейчас так описывать женщину уже не модно. Представьте сегодня фильм, в котором героиня только и делает, что ждет своего любимого, покорно ожидает одобрения женитьбы от отца, смиренно принимает любые мужские решения – за такое из Голливуда можно и вылететь. И Джексону это еще припомнят. Как пить дать!
Слишком назойливая и однобокая религиозность
"Одно кольцо, чтоб править всеми" – интереснейший "персонаж" книги и фильма. К его сути можно подходить с самых разных точек зрения, но вполне очевидно, что и Толкин, и Джексон облекают в форме магического артефакта понятие Искушения. Только Толкин делает это тоньше, его кольцо – форма зависимости, дарующей удовольствие, но и требующей платы. Это понятный образ для любого из нас, ведь мы все зависим от чего-то – от сигареты утром, от чашки кофе, от бургера, от бутылки пива, от секса, от пачки хрустящих купюр... Джексон несколько более прямолинеен и зациклен на религии. Его кольцо – это грех, причем в самой доступной христианской форме. Не то чтобы это очень плохо, но мы же понимаем, что верой в Христа религиозное разнообразие не ограничивается. Поэтому сегодня такое однобокое представление о вере неприемлемо.
Противостояние Добра и Зла слишком упрощено
Сложно представить себе еще более простую схему противостояния сторон, чем это показано во "Властелине колец". Никаких вторых слоев, никакого объема, никакой многогранности – есть хорошие парни, и есть плохие, меняться нельзя. Такое упрощение даже для 1950-х выглядит наивно, что уж говорить про 2000-е. Еще более наивным противопоставление выглядит, если чуть углубиться в суть символов, придуманных Толкиным. Его "Добро" – это консерваторы, которые ничего не хотят менять. "Зло", представленное, скажем, Сауроном, наоборот, олицетворяет силы прогресса и даже технологии. Толкин не знал, что наука может не только уничтожать, но и спасать, но Джексон-то должен был понимать, что мир сложнее, чем кажется.
Гендерный традиционализм
Я уже касался темы гендерного однообразия "Властелина колец", но даже те женщины, что смогли протиснуться в сюжет, показаны здесь в самом посредственном представлении. "Место бабы – на кухне!" – именно по такому старообрядческому принципу работает трилогия. Кого мы можем вспомнить вне этого стереотипа? Эовин и Галадриэль? В них присутствуют зачатки лидерских качеств, но даже они не способны стоять рядом с мужчинами, не то что возглавлять мужское войско. Мир Средиземья весьма примитивен – безмолвные женщины хранят очаг, мужчины воюют и добывают еду. Фильмы могли поправить ситуацию, но добавленные Джексоном героини – дочери Барда или Тауриэль – это всего лишь новые любовные интересы для персонажей-мужчин.
Расизм
Незаметная для не слишком искушенного зрителя проблема расового традиционализма в фильмы перекочевала из книги. Для Толкина этот вопрос даже не стоял, хорошие парни должны быть "белыми", а плохие – "цветными". Но если при чтении мы могли представлять себе персонажей какими угодно, то Питер Джексон задал "стандарт", и среди его персонажей вы не найдете "цветных" артистов, выходящих за пределы массовки или статистов. Фильмы снимались в Новой Зеландии, и это лишь усугубило проблемы – набранные из числа коренного населения актеры стали не эльфами и не людьми, а орками и урук-хай. Или вспомните харадримов – Толкин, кажется, писал их с мусульман, а Джексон окончательно превратил в воинственных дикарей с Ближнего Востока. Можно относиться к представителям иных рас по-разному, но делить "белых" и "цветных" на "хороших парней" и "злодеев" – это какой-то прошлый век.
Я вовсе не настаиваю на том, чтобы срочно переписать книгу современными правками и переснять фильм с Фродо-латиноамериканцем и Сэмом-женщиной. Я люблю "Властелина колец" и "Хоббита" именно такими, какими их сделал Питер Джексон. Мои размышления – это, скорее, предположение, в каком направлении может пойти новая телеверсия, которую нам готовит студия Amazon. Уж эти-то точно захотят проявить всю возможную толерантность, показать умение распределять расовые и гендерные роли, навязать публике "повесточку". Хорошо это будет или плохо – я судить не берусь, но совершенно точно могу сказать, что за 20 лет изменилось слишком многое, чтобы два "Властелина колец" – джексоновский и новый – были похожи.
И это хорошо – про разнообразие писать интереснее! Хотя на канале Киноведа в штатском я буду писать о будущем сериале по мотивам "Властелина колец" в любом случае – иначе, кто, если не я. А вы заглядывайте, читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, не носите кольца с непонятными надписями, и...
Увидимся в кино!
#кино #властелин колец #джон толкин #питер джексон #фэнтези