Найти тему
Синема - графия

Советские кинематографисты боялись Сталина, так как дело доходило до маразма

Об этом стало можно говорить в конце 80-х годов. На страницах "Советского экрана" можно прочитать интересное интервью Эльдара Рязанова про то, "как раньше снимали кино". Потом в своей автобиографической книге Эльдар Рязанов снова вспомнит те случаи, когда режиссер из "любимчика" запросто мог стать "врагом народа".

Интересная история фильма "Поезд идет на Восток"

В те времена фильмов выпускалось не так много, а потому каждый выход фильма сопровождался его просмотром лично Сталиным. Министр кинематографии Большаков сам привозил в Кремль каждый новый фильм, чтобы в случае, когда Сталин иметь желание посмотреть новое кино, вовремя включить его.

Бывало так, что фильм вышел, а Сталин его не смотрит. Ждали, пока посмотрит, чтобы только потом выпустить в прокат. Мало ли ...

И вот настало время комедии "Поезд идет на Восток".

Во время просмотра Большаков сразу заметил, что фильм Сталину не нравится. В одном из эпизодов, когда поезд доходит до перрона какого-то города, Сталин спрашивает:

- Это что за остановка?

Большаков испугался. Он не знал ответа на этот вопрос, так как фактами о съемках фильма он не обладал. Но и молчать было нельзя. Самое страшное для него было то, что он чувствовал, что Сталин задал этот вопрос с подвохом.

- Я думаю, это Новосибирск, - сказал Большаков заплетающимся языком.

- Вот тут я, пожалуй, и сойду, - сказал Сталин и ушел.

-2

А дальше для министра начались мучения. Он понять не мог - нормальный фильм или не очень. Сталин же ничего не сказал. А если прямо спросить у Сталина? Да ну, бред какой-то, только хуже будет.

В результате Большаков принял "соломоново" решение. Фильм разрешили выпустить в прокат, но на режиссера Юрия Райзмана была открыта травля. На всякий случай его "сослали" из Москвы на Рижскую киностудию.

В те времена любой режиссер был готов, что после премьеры его могли сослать на какую-нибудь республиканскую киностудию. Одно успокаивало - киностудии находились только в крупных городах, а потому "ссылка" не была сильно жестокой.

Для возвращения "статуса" чаще всего снимали какой-нибудь сильно патриотический фильм. К примеру, этот же Райзман на Рижской киностудии снял в 1949 году фильм "Райнис".

Даже Леониду Гайдаю после его "Жениха с того света" пришлось реабилитироваться съемкой серьезного патриотического фильма.

Как можно сделать вывод, кинематографическое начальство очень дорожило своими "портфелями", а потому принимало порой сумасбродные решения, совершенно не основанные на здравом смысле, а растущие из элементарной боязни.

***

А вот наш канал в Телеграме: https://t.me/kino20veka

Там только факты про лучшие фильмы 20-го века.