Найти тему
Киновед в штатском

10 примеров того, как Marvel и DC бессовестно копируют друг друга в кино

Оглавление

Для подлинных фанатов комиксов будет непростительным оскорблением даже самая небольшая ошибка, допущенная в описании состава персонажей больших вселенных издательств DC и Marvel, но для менее искушенной публики все супергерои, по большому счету, принадлежат к одному жанру, а в тонкостях составов лиг справедливости или мстителей никто особенно разбираться не хочет. Зрителям попроще, наверное, было бы легче разделять два больших мира, если бы они отличались в кадре визуально и стилистически, но как нарочно Marvel и DC старательно копируют, повторяют друг друга и пользуются одними и теми же структурными, маркетинговыми и сценарными приемами. Собрал для вас примеры наиболее вопиющих заимствований кинофраншиз друг у друга.

-2
Дисклеймер. Дабы избежать нападок с одной или другой стороны, сразу отмечу, что у меня нет цели обвинить кого-то в плагиате – благо, две стороны достаточно опытны, чтобы и новые ходы придумывать, и копировать достаточно изобретательно. Мне просто понравились несколько параллелей, которые сами собой выстраиваются между двумя большими франшизами кто-то что-то успевает сделать первым, какие-то схожие арки просто необходимы, часть похожестей вообще растут еще из старого бумажного первоисточника. Так что не ищите моих пристрастий к тем или иным супергероям, я сам до сих пор не определился, кто мне ближе. Просто получите удовольствие от несложного текста.
-3

Военный фильм, заканчивающийся временным прыжком

Первое представление персонажей редко бывает каким-то особенно оригинальным, но "Первый мститель" и "Чудо-женщина" настолько структурно похожи, что это нельзя не отметить. Сюжеты обоих фильмов разворачиваются на большой войне (для Дианы это Первая мировая, для Стива Вторая), оба персонажа сражаются со злодеем, который с помощью супероружия пытается переломить ход противостояния, оба влюбляются в своего неожиданного союзника. Что немаловажно, и Капитан Америка, и Чудо-женщина в итоге приходят к выводу, что в одиночку бороться со злом неэффективно и смертельно опасно. Затем оба расстаются с любимыми и переносятся в наши дни.

-4

Команды лузеров, становящиеся "семьями"

Обе франшизы имеют выбивающиеся из общей линейки картины с нестандартными компаниями не слишком удачливых героев и злодеев, деятельность которых часто выходит за рамки общепринятых норм морали. У Marvel это Стражи галактики с ворами и убийцами в составе, у DC это Отряд самоубийц, в который входят осужденные преступники, отправляющиеся на, казалось бы, верную гибель. Оба отряда схожи тем, что из не признающих друг друга соперников они со временем превращаются в некое подобие семьи, заботящейся о своем самом непутевом члене (в "Стражах" о Груте, а в "Отряде" и Короле-Акуле).

-5

Противостояние идеального и неидеального героя

Пары супергероев понятный ход для обеих франшиз, ведь тесные отношения двух непохожих персонажей дают простор как для внутренних конфликтов, двигающих сюжет, так и для трогательных моментов, без которых фильмы были бы неживыми. У Marvel за это до недавнего времени отвечали Стив Роджерс и Тони Старк там, где Железный человек позволял себе перейти черту и пойти на риск, Капитан Америка всегда стремился к идеалам и даже ругаться матом своим коллегам не позволял. Аналогичные взаимоотношения складываются в DC между Брюсом Уэйном и Кларком Кентом им приходится преодолевать разногласия перед угрозой общего врага, хотя представление о прекрасном у Супермена и Бэтмена свое.

-6

Сцены после титров

Разумеется, сцены после титров появились задолго до выхода на экраны первых фильмов Marvel, но столь важное значение они обрели именно в комикс-франшизах, причем обе стороны активно используют эти финальные эпизоды для формирования будущих сюжетных арок. С самого появления Ника Фьюри в концовке "Железного человека" мы ожидаем после титров затравки на будущее, и обычно наши ожидания не обманываются. Впрочем, обе франшизы не прочь поиграть с публикой иногда сцены после титров бывают шуточными, как нерассказанный секрет Харли в "Хищных птицах" или множество комичных эпизодов после "Стражей галактики 2".

-7

Злодей вселенских масштабов

Эта параллель корнями уходит в глубь веков еще на страницах бумажных комиксов супергероям начали противопоставляться не просто мелкие жулики и бандиты с приземленной ограниченной фантазией, а грандиозного масштаба космические злодеи, угрожающие одновременно всем хорошим персонажам и имеющим цель уничтожить Землю. В кино Marvel посвятила два десятка фильмов подготовке к грандиозной схватке с Таностом, а DC выставила против Лиги справедливости Дарксайда. Оба относятся к "вселенским плохишам", оба могущественные инопланетяне, оба отправляют на Землю сперва своих приспешников, а затем уже вторгаются сами. Оба получают отпор, но успевают отнять жизни нескольких любимых персонажей.

-8

Проблемы с родителями

Эта традиция также заложена еще во времена бумажных комиксов редкий супергерой может похвастать идеальной счастливой семьей, безоблачным детством и воспитанием в любви и гармонии. Наоборот, внутренние конфликты персонажей строятся на отсутствии должного внимания со стороны родителей или попытках заслужить их одобрение. Тони Старк всегда был недоволен отношением к нему Говарда, Наташа ненавидела мать за то, что та ее бросила, Квилл презирал отца за то, что тот бросил его мать кого ни возьми в Marvel, это набор психозов и комплексов. Не лучшая ситуация и в DC Кларк злится на то, что отец пожертвовал собой в сравнительно безопасной ситуации, Киборг возненавидел отца за свое спасение, а Билли Бэтсон никак не мог понять, почему приемные родители заботятся о нем лучше родной матери.

-9

Событие, разделяющее супергероев

Чтобы поддерживать напряжение вне постоянных атак злодеев извне, обе франшизы используют сюжетный прием с неким фатальным событием, которое разделяет недавних единомышленников и заставляет их не просто занять разные стороны конфликта, но и даже вступить в схватку друг с другом. В "Мстителях", понятно, это стала трагедия в Лагосе, за которой последовало подписание Заковианских соглашений, приведших к "Противостоянию". В свою очередь, Бэтмен выступил против Супермена после того, как своим сражением с Генералом Зодом криптонец едва не разрушил Метрополис, погубив тысячи невинных горожан. В обоих случаях конфликтом супергероев воспользовались внешние враги Танос ввел свою армию, а Степной Волк решил выслужиться перед Дарксайдом.

-10

Хотя в основном картины и той, и другой франшизы придерживаются определенной прямолинейной хронологии и с небольшими отступлениями идут по порядку друг за другом, обе линейки имеют фильмы, отправляющие зрителей в прошлое и раскрывающие более подробно предыстории ключевых персонажей. В случае с DC, обе ленты о Диане Принс вынесены за пределы общей хронологии сначала нам показывают ее в 1914-м, а затем в 1984 году. В Marvel такой ход использовали со "Стражами галактики", затем в "Капитан Марвел" и в недавней "Черной вдове". Такие визиты в прошлое обычно чреваты возникновением сюжетных дыр и ляпов, которые затем сложно исправить, но в случае кинокомиксов больших проблем, кажется, пока удается избежать.

-11

Скрытые продвинутые королевства

Супергеройские команды в обеих франшизах имеют в своих рядах представителей не только привычного нам мира, но и неких скрытых от посторонних глаз "государств" или "локаций", выбивающихся из привычных земных представлений об обществе. Например, в число Мстителей входит Тор из Асгарда и представители королевской семьи Ваканды, чьи технологии настолько совершенны и фантастичны, что больше похожи на магию. В Лиге справедливости за этот аспект отвечают Аквамен из Атлантиды и Диана из Темискеры оба королевства находятся в изоляции от остального мира, оба не подчиняются мировым трендам и соблюдают нейтралитет.

-12

Макгаффины как двигатели сюжета

Не стоит себя обманывать при всех стараниях, характеры и мотивации супергероев не настолько глубоки и интересны, чтобы двигать сюжет на протяжении нескольких фильмов. Авторам обеих франшиз приходится использовать "костыли", чтобы придавать историям направление, динамику и понятные цели. На протяжении 23 фильмов Marvel сюжет так или иначе строился вокруг Камней Бесконечности за ними охотились злодеи, их прятали герои, ими Танос нёс разрушение, ими Бэннер и Старк восстановили порядок. У DC на свои Камни Материнские кубы акцент делается чуть меньший, но макгаффинов в их фильмах хватает и без вселенских артефактов: Чудо-женщина охотится за Камнем Грез, Черная маска ищет алмаз, а Отряд самоубийц идет за флешкой, спрятанной в Йотунхейме.

-13

Еще раз повторюсь нет цели кого-то обвинить в воровстве идей или попытках идти проторенными дорожками. Это всего лишь фиксация забавных совпадений и заметных невооруженному глазу параллелей, мне они даже нравятся. Об остальном, что нравится Киноведу в штатском, читайте на канале тут каждый найдет для себя что-то интересное. Читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, ждите новых фильмов, и...

-14

Увидимся в кино!