Один из вопросов, который волнует будущих переселенцев из города в деревню — образование детей. В городе тысячи кружков, секций, школ. Многие боятся, что переехав в деревню, лишают детей возможности получить хорошее образование.
Мы переехали в деревню когда дочери было 14. Четвертую четверть 7 класса она училась уже в деревенской школе. В статье собрала свои впечатления, а так же попросила Вику рассказать о своих. Конечно, разница между школами есть.
Количество учеников
Во-первых, в городской школе ученики не знают всех в лицо. Знаешь своих одноклассников и пару человек из параллельного класса. Все потому что в городской школе количество учащихся примерно 1000. В деревенской все не так. Количество учеников варьируется в районе 100 человек. Поэтому и речи не идет о каких-то параллельных классах. Нередки те случаи, когда в классах было всего по 2 человека. Все друг друга знают по именам и если в любом классе появляется новенький — его сразу видно.
По моим наблюдениям этот пункт отнесен к безусловным плюсам. При небольшом количестве учащихся, каждому уделяется больше внимания. В городской школе Вика учила немецкий язык. В деревне выяснилось, что все учат английский. При этом педагог по немецкому есть. В итоге Вика получила индивидуальные уроки. И если в городе язык она учила по инерции, то здесь у нее проснулся интерес. Приходя домой, она что искала в интернете, читала, изучала и т.д. В городе такой эффект можно получить только от репетитора.
Уровень образования
В городском учреждении образование на ступень выше, однозначно. Когда я перешла в деревенскую школу, они проходили программу, которую я прошла еще в прошлом году. Нужно учитывать, что в городских школах часто идет упор на усиленное образование. К экзаменам все готовятся одинаково.
При этом в городе каждый год мы сталкивались с одним и тем же — учителя гонят программу в соответствии с планом. Если ученик не усвоил какую-то тему (болел, ленился и т.д.), изучать будет самостоятельно, либо с репетитором. В деревне же, педагог отводит одной теме максимум времени. Вплоть до внеклассных индивидуальных уроках. В разговоре с преподавателями. мне сказали прямо
Что-то не поняла, пусть скажет. Останемся после уроков, разберем.
В городской школе учителя слишком загружены и не могут себе этого позволить. Детей тянут до последнего.
Школьная форма
Вероятно это самый приятный бонус для учеников и их родителей. В городе школьная форма обязательна. В некоторых школах были обязательны одинаковые костюмы для всех учеников (как в советских школах), у меня же был регламент на белое и черное. Дополнительно к этому шла еще серая жилетка с эмблемой школы, которая должна быть надета на каждом поверх рубашек и блузок. В деревне можно было ходить в свободной форме. Конечно не в шортах и топиках, но в повседневной одежде. Исключением были какие-то школьные и внешкольные мероприятия. В остальном, каждый ученик руководствовался своими предпочтениями, поэтому ходили и в блузках, юбках, но зачастую все носили джинсы и футболку.
Это тоже значительно упрощает жизнь родителям. Особенно учитывая. что в городе нам (родителям) просто говорила, что форму нужно покупать здесь. И никакой самодеятельности типа «сошьем на заказ или сами». В городе у нас были классические костюмы с эмблемой школы. Цена на него, мягко говоря, завышена. При том, что точно такой же костюм без эмблемы стоил раза в три дешевле.
Школьный автобус, как в американских фильмах
К нам привозили учеников из трех ближайших деревень, в которых школ просто не было. Эти деревни сами по себе маленькие, всего пару улиц. Поэтому у моей школы есть свой автобус, который каждый день с самого утра возит учеников на уроки, а затем домой в свою деревню. В городе же все добирались самостоятельно. В основном, все жили недалеко от учреждения и им нужно было пройти всего пару дворов, но были и те, кто добирался из далека. Их привозили родители или они пользовались общественным транспортом.
При поиске деревни для переезда, наличие школы было одним из ключевых факторов. Вполне возможно, знай мы про доставку школьников, круг поиска был бы шире.
Выходные и время занятий
В городской школе у меня была шестидневная учебная неделя. Уроки начинались в 8:00, шли по 45 минут, а самая большая перемена была 15 минут. В деревне же пятидневная учебная неделя. Уроки начинаются в 8:30, и после 4 урока начинается большая перемена в 40 минут. Все классы успевают пообедать в школьной столовой и вновь вернуться на уроки.
Это прям огромный плюс. В городской школе была столовая, но питаться там было невозможно. В самой школе не готовили, все только привозное и по признанию детей несъедобное. В деревенской школе огромная столовая, бригада поваров. И все исключительно свое. При школе есть собственный огород и сад. После того как дети пообедали, столовая открывала двери для всех желающих. Полноценно пообедать (первое, второе и компот) можно рублей за 40, при этом вкусно и полноценно. На сегодняшний день цена не изменилась.
Еще одно отличие в том, что из-за количества учеников в городской школе, все учились в две смены, кому как повезет, а в деревенской была только одна смена.
Кружки и секции
В городе было мало кружков и секций. В деревне есть своя секция, где уже с младших классов обучают волейболу. Лучшие ученики попадали в школьную команду. Женская и мужская команда соревновались с такими же командами из соседних деревень. По итогам, команды проходили в областные соревнования. К концу 9 класса ученики, которые были участниками школьной команды, могли получить третий юношеский разряд по волейболу. Все остальное только онлайн.
Тут, у меня лишь одно — кто хочет чему-то учиться делает это. Кто не хочет — не делает.
Встречи с учителями
Если в городе практически все учителя добирались до школы с разных концов города, то в деревенской, классный руководитель вполне может быть твоим соседом. Вне школы общение проходит менее официально, более дружески, но не забывая про субординацию.
Городских учителей я видела только на собраниях. Которые сводились к одному — надо столько-то сдать. В деревне, я ни разу не слышала про деньги от школы. Скидывались только на подарки. В отличии от городской школы, классный руководитель всегда на связи. К каждому ученику индивидуальный подход.
Подводя итог, не могу сказать, что какая-то школа остается в большом плюсе, нежели другая. Везде есть свои недостатки, поэтому невозможно разделить на плохую или хорошую.
Самую большую разницу я ощутила в детях. В городе все одноклассники зациклены на себе. Тебе никто никогда не поможет. Если уронил тетради все пройдут мимо. Несмотря на дружбу, все друг над другом шутят, высмеивают ошибки или недостатки. Взаимоотношения напоминают рынок. Дети жестоки. В деревне — все как один. О помощи просить не нужно, помогут встать, собрать упавшие тетради. Никто никого не оценивает, не хвастается, вся школа очень дружная. После деревенской школы мне было невероятно сложно общаться с бывшими городскими одноклассниками. Они может и умнее деревенских, но однозначно черствее и злее.
В этом вопросе я солидарна с Викой, есть свои минусы в деревенской школе. Но плюсов не меньше.
Спасибо, всем кто дочитал! Ниже прикрепила форму обратной связи. Пишите, о чём хотите почитать.
Есть что сказать по теме статьи? Пишите в комментариях.