От вольных степей Башкирии до холодного Баренцева моря, а после - в Ульяновск, город на пересечении буйных волжских ветров. Такой путь прошел по просторам Родины потомок донских казаков Александр Павлович Талынев. Подполковник милиции в отставке и неутомимый общественный деятель. Невозмутимый к изменчивому времени, словно памятник. Зоркий и непреклонный к несправедливости.
Его путь отмечен множеством наград, но, что самое важное, огромным количеством благодарственных слов от тех, в чьей судьбе он принял участие. От тех, чьи жизни он сделал легче и светлей. Его пост длится уже множество десятилетий. Его вахта бессменна. И даже сейчас, в свои 80 лет, Александр Павлович не собирается мириться со старостью и всеми силами старается принимать активное участие в жизни горожан и судьбе всей огромной страны.
- Александр Павлович, вас часто называют человеком-легендой или ходячей энциклопедией. При этом далеко не многие знают о ваших корнях. Кто ваши родители, чему они вас научили?
- Я родился 13 августа 1941 года на хуторе Биш-агач, что в Башкирии. В огромной крестьянской семье воспитывалось 12 детей: 11 братьев и сестра. Наш отец - Павел Иванович Талынев - донской казак. Унтер-офицер царской армии с образованием в четыре класса церковноприходской школы. Отец участвовал в трех войнах, во время Гражданской он был чекистом, громившим под Харьковом банды. Ему предлагали пойти в школу красных командиров, однако он отказался. Вернулся в родное село и организовал первых колхоз - «Горный гигант» на хуторе Биш-агач, где и был первым председателем.
Мать не умела ни писать, ни читать. Всю себя она посвятила заботе о домашнем очаге: воспитывала детей и бесконечно хлопотала по хозяйству. Вставала она в четыре или пять утра и ложилась, как помнится, около полуночи. А еще мама была искусная мастерица шить фуфайки. К ней шли со своей деревни. За одну фуфайку ей платили 25 рублей. Эти деньги очень выручали нашу семью - на них можно было купить три пуда муки! В те годы почти все крестьяне сами пекли хлеб, в том числе и наша мать. Например, семье из пяти человек пуда муки хватало на месяц…
- Последние пять лет вы являетесь бессменным председателем Союза ветеранов Ульяновской городской общественной организации «Ветераны комсомола». По вашей инициативе впервые в истории современной России во всех районах Ульяновска были созданы общественные организации «Ветераны комсомола». Вдвойне любопытно, как же так получилось, что в комсомол вас принимали дважды, и якобы даже сначала «забраковали» по причине плохой дисциплины?
- Честно говоря, мальчишкой я частенько проказничал, потому меня не все учителя любили. К слову будет сказано, это обстоятельство помешало мне окончить школу с золотой медалью. Зато я единственный из деревни окончил 10 классов. В школу приходилось ходить за 8 километров. И еще одна деталь: в школьные годы я мечтал научиться играть на гармошке. Завидовал своим сверстникам, которые владели различными музыкальными инструментами. Возле этих пацанов всегда крутились девчата.
- День пограничника для вас личный праздник. За время, проведенное вами в погранвойсках, вы служили на норвежской, польской, афганской, китайской и финской границах.
- После срочной службы я с отличием окончил Алма-Атинское высшее пограничное командное училище КГБ при СМ СССР. К тому времени у меня было уже пять спортивных разрядов.
Когда я только пришел в погранвойска, у меня было три юношеских спортивных разряда: по бегу, лыжам и на Сабантуе завоевал первое место по велосипедному спорту. Мне в качестве приза подарили отрез материала на рубаху. В марте 1969 года мне предложили остаться служить на Севере, где платили двойной оклад. Но поскольку моя жена перенесла операцию на сердце, я не мог взять ее туда с собой. Поэтому ушел на гражданку.
- А как судьба привела вас в Ульяновск?
- Я положил на пол карту СССР, завязал себе глаза, дважды повернулся и указательным пальцем ткнул в карту - попал точно в родину Ленина! Потом завязал глаза жене, дважды крутанул. И не поверите, но случилось настоящее чудо - супруга тычет пальцем в карту и попадает куда-то между Уфой и Ульяновском, но ближе к последнему.
Ульяновск в то время менялся - шло активное строительство Ленинского мемориала, которое было объявлено ударной комсомольской стройкой. 10 апреля 1969 года мы с женой приехали на станцию Ульяновск-1. Поезд пришел утром. Мы оставили вещи в камере хранения и пошли искать квартиру. В трудоустройстве нам помог Юрий Горячев: жену взяли секретарем-машинисткой в бюро молодежного туризма, а я стал инструктором обкома комсомола, курировал первичные организации шести районов области. 25 августа 1974 года на заседании бюро обкома КПСС меня утвердили на должность замначальника линейного отдела внутренних дел станции Ульяновск по политико-воспитательной работе. Знаете, за пять лет до моего прихода в линейный отдел милиции квартиры получили всего двое, а за 10 лет моей деятельности милиционерам и их семьям выделили 50 квартир. Когда я уходил, уже 72 человека улучшили свои жилищные условия. В последующие годы довелось работать на разных должностях. Имею семь правительственных наград, пожалуй, самыми дорогими для меня являются медали «Ветеран труда» и «За безупречную службу» трех степеней. Знаете, я не был кабинетным работником. Служебный долг всегда ставил выше личных интересов, имел свое мнение…
- …и умел его отстаивать. Александр Павлович, несколько лет на общественных началах вы избирались старшим дома № 27 по улице Орлова. И дом содержался, и содержится ныне в образцовом порядке. Так же бесплатно, и руководствуясь лишь благими намерениями души, вы находились на 25 общественных работах. Среди них пост народного депутата Ульяновского городского Совета народных депутатов и зампред регионального отделения Всероссийской общественной организации «Дети войны», которую занимаете вот уже 13 лет. Сколько же на это все требуется личного времени, сил? Где вы их берете?
- Сказываются детство, опаленное войной, тяжелое послевоенное лихолетье, прежняя военная закалка. Мне неоднократно довелось бывать на приеме у высокого руководства страны, в том числе у заместителей министра МПС, выхлопотал средства, на которые построили новое здание для транспортной милиции в Ульяновске, аналогов которому нет в России. По моей инициативе здесь создан и работает музей боевой славы, недавно построен памятник погибшим сотрудникам при исполнении служебного долга. Наряду со всем этим я стараюсь каждый день делать 5 - 7 бесплатных добрых дел. Словом, отдыхать некогда.
После всего пережитого я четко обозначил для себя три вещи: делай людям добро; лучше иметь сто друзей, чем одного врага (хотя при моей тогдашней работе врагов я все равно себе нажил); прежде чем что-нибудь сделать, подумай о возможных последствиях.
- Что же пожелать вам в знаменательную дату 13 августа, день вашего 80-летия?
- Пожелайте здоровья. Так хочется еще быть на коне, как тогда, в далеком теперь уже 63-м: на первом занятии по конной подготовке в Алма-атинском погранучилище я лихо оседлал лошадь по кличке Турбина, чем удивил своего командира Гарбуза.
- Желаем также сил и негасимого запала жизненного энтузиазма, который вы всегда дарили ульяновцам! А вашим оптимизму и молодости духа могут позавидовать не только ветераны, но и наша молодежь.