Найти тему
Народная Газета

КАЛЕЙДОСКОП ЭМОЦИЙ ОТ ТЕАТРА ИЗ ЯКУТИИ

Повезло ульяновским театралам. В нашем городе, как известно, нет театра оперы и балета, потому нечастые гастроли балетных и оперных трупп вызывают неизменный интерес. Заинтригую: на сей раз мы увидим очень необычные спектакли. А привезет их в Ульяновск Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия).

Это первый стационарный театр оперы и балета в Дальневосточном федеральном округе, входит в Ассоциацию музыкальных театров России. Он носит имя драматурга, писателя, автора оперных и балетных либретто Дмитрия Сивцева - Суорун Омоллоона.

В преддверии обменных «Больших гастролей» между Ульяновским драматическим театром имени И.А. Гончарова и Государственным театром оперы и балета Республики Саха (Якутия) наш город посетил директор и художественный руководитель коллектива из Якутска Сергей Юнганс.

- Наши гастроли проходят в рамках проекта «Большие гастроли» при поддержке Министерства культуры РФ и Федеральной дирекции музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт», - рассказывает Сергей Юнганс. - Наш театр в рамках юбилейного тура по Поволжью побывает в четырех регионах - Татарстане, Башкортостане, Марий Эл и Ульяновске. В Казани, Уфе и Йошкар-Оле мы работаем на площадках театров оперы и балета. В Ульяновске - на площадке драматического театра имени И.А. Гончарова. Уже сейчас в Якутии есть некоторый резонанс: как это так, на сцене театра драмы, вы понижаете статус оперного театра. Я к этому отношусь абсолютно нормально и спокойно. Это обмен государственными профессиональными театрами. Федеральная программа «Большие гастроли» направлена на то, чтобы театры дружили, обменивались гастролями, завязывали творческие связи.

- Сцена ульяновской драмы сильно отличается от вашей оперной сцены?

- В вашем театре оркестровая яма совершенно другого размера. Поэтому наши спектакли будут идти с малым составом оркестра плюс оркестровая фонограмма. Потому что технически невозможно в ваших реалиях разместить весь состав оркестра - в нем 60 музыкантов. В Ульяновск приедут 12 музыкантов и дирижер. Труппа приезжает в составе 53 человек.

- Что увидят ульяновские зрители?

- Открываются наши гастроли 14 сентября эксцентрическим балетом на музыку Геннадия Гладкова «12 стульев». Это спектакль с музыкой из одноименного фильма Марка Захарова. После того как этот фильм стал популярным, Гладков дописал клавиры и оркестровые партитуры и создал новое произведение для балета. Все те шлягеры, которые звучат в картине, безусловно, присутствуют в нашем спектакле. Есть в балете и Остап Бендер, и Киса Воробьянинов, и мадам Грицацуева, и Эллочка. Но, как сегодня говорят, фишка этого спектакля в том, что в нашем балете «12 стульев» артисты разговаривают. Это может быть особенно интересно зрителям Ульяновского драматического театра. Разговаривают не все, разговаривает Эллочка, у которой, как известно, и лексикон бедный, потому все получается достаточно оправданно. А музыкальная партитура объединяет классику, танго, шимми и рок-н-ролл.

-2

- Очень любопытно! А как насчет классики?

- Два дня, 16 и 17 сентября, показываем балет «Лебединое озеро» Петра Чайковского в хореографии Юрия Григоровича, декорации Симона Вирсаладзе. Это жемчужина классического балета, которая покорила весь мир, а хореография Юрия Григоровича вписана в века. Спектакль - долгожитель репертуара, вот уже 22 года он собирает полные залы.

- Притягивает в гастрольной афише совершенно необычный для балетного репертуара мюзикл о жизни в Instagram…

- Закрывает наши гастроли 18 сентября мюзикл о жизни в Instagram «Калейдоскоп иллюзий». Мировая премьера этого спектакля состоялась 21 мая нынешнего года, это было закрытие юбилейного сезона - нашему театру в октябре исполняется 50 лет. Собственно, гастроли и посвящены нашему юбилею. «Калейдоскоп иллюзий» - это спектакль о жизни в Instagram, состоящий из восьми новелл. У героини - блогера Ангелины Легкой - есть мечта заработать 50 миллионов лайков. Театр сегодня, по моему мнению, не отвечает на вопросы, театр должен ставить вопросы перед людьми, чтобы в их сердцах, в их умах возникали какие-то собственные мысли. Потому что функция театра именно в том, чтобы натолкнуть человека на собственные выводы, на собственные размышления. И в этом спектакле мы поднимаем серьезную тему: жизнь в социальных сетях - жизнь ли это? Потому что зачастую в «Фейсбуке», «ВКонтакте», «Инстаграме», «ТикТоке» мы проводим большую часть своей жизни. Происходит подмена реальности виртуальным существованием. Спектакль об этом. Спектакль очень яркий, красивый, сочный, зрелищный. Восемь абсолютно разных сценографических решений, восемь полных переодеваний и смен декораций. Артисты в разных образах переодеваются за сорок секунд (всего в мюзикле 130 костюмов), исчезают из одной истории и тут же появляются в другой. Это некий аттракцион, который иллюстрирует жизнь в «Инстаграме».

- Получается, что ваши оперы мы не увидим?

- Это вопрос технический. Чтобы качественно показывать оперу, необходимо везти почти триста человек, в том числе хор и симфонический оркестр в полном составе. Физически встать на сцену Ульяновского драматического театра опера не смогла бы. Поэтому мы выбрали для гастролей компромиссный вариант - балет, мюзикл. Наши гастроли - проект не коммерческий, мы на них не зарабатываем, работаем в минус. Это имиджевые гастроли, мы хотим представить наш регион, наш театр, чтобы зрители познакомились с творческим продуктом, который возникает у нас в республике. И хотим увидеть ваш театр в нашем городе. Вообще, оперный театр сегодня убыточен. Но это не значит, что его не должно быть. Это искусство монументальное, крупное. Оперный театр может существовать только с государственной поддержкой.

- Но ведь не только экспериментами живет ваш театр?

- У нас в репертуаре классические балеты «Дон Кихот», «Корсар», «Жизель», «Щелкунчик», классические оперы. Но я за то, чтобы, сохраняя классическое наследие, привлекать новыми формами и жанрами молодого зрителя. В драматическом театре формирование и воспитание зрителя происходит постепенно, переходом от кукольного театра в театр юного зрителя и потом - в драматический. На нас лежит функция самостоятельного формирования зрителя. Развитие детской оперы, детского балета - это то, чем должны заниматься театры опера и балета. Нашего зрителя, кроме нас, никто больше не подготовит. Спектакль для ребенка должен быть дороже, богаче, красивее и качественнее, чем любой спектакль для взрослых. Ведь ребенок воспринимает этот мир иначе. У него все должно быть ярче, утрированнее, сочнее. Сейчас для нас приоритетная задача - формирование детского репертуара. Когда ребенок увидит красивую, выразительную сказку, он не сможет не влюбиться в оперный театр.

- Если не брать во внимание последний сложный год, часто ездите на гастроли?

- Республика Соха - достаточно специфический регион. Мы находимся в условиях вечной мерзлоты, все дома стоят на сваях, потому что все, что ниже метра, даже летом - лед. Зимой - минус 50, летом - плюс 50. В республике нет железнодорожного сообщения, переправа через реку не работает три месяца в году. В этом году у нас пожары, и самолеты из-за пожаров задерживаются на сутки-двое. Зимой туманы, и самолеты тоже задерживаются. До ближайшего крупного города Благовещенска - двое суток на машине. Выехать на гастроли в таких условиях сложно, а с оперным спектаклем - особенно. А вот у вас доехать от Ульяновска до Самары или Казани - вообще не проблема. Да и до Москвы близко. Театры могут путешествовать. Для нас гастроли - очень большое событие, к которому мы долго готовимся. Чтобы выехать от нас в Европу - это целая героическая история. В Ульяновск поедут две огромные фуры с декорациями и костюмами - от Якутска к вам надо ехать две недели. При этом в Ульяновске якутский театр не гастролировал никогда. Для наших актеров это глоток свежего воздуха - новая публика, новые эмоции.

- Недостатка в зрителях не ощущаете?

- В Якутске - 300 тысяч населения, в два раза меньше, чем в Ульяновске. И восемь государственных профессиональных театров.

- В два раза больше, чем в Ульяновске…

- А еще филармония и цирк. Поэтому мы вынуждены существовать в условиях очень жесткой конкуренции. Наш театр - крупнейший в регионе, у нас самая богатая палитра - живой оркестр, хор, самая большая сцена, самые большие производственные цеха, самое новое световое оборудование. Я за то, чтобы театр был красивым, чтобы было «дорого и богато» в хорошем смысле этих слов. Кстати, в феврале я был в ульяновском театре на спектакле «Наш городок». И я любовался ульяновскими актерами, какие они выразительные, красивые, благородные, талантливые, с такими красивыми голосами. Думаю, наш зритель получит огромное удовольствие от гастролей ульяновского театра.

…А что увидят театралы Якутска? 20 сентября ульяновская труппа тремя авиарейсами с пересадками отправится в Якутск. В программу гастролей вошли четыре постановки: спектакль-наследие, который актеры ценят и бережно сохраняют в репертуаре, - «Завещание» Анатолия Крыма в постановке народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ Юрия Копылова, «Бедная Лиза» по повести Николая Карамзина, комедия «Любовный квадрат» Каринэ Ходикян, премьера юбилейного 235-го театрального сезона - музыкальная комедия «Кадриль» Владимира Гуркина.

А мы ждем калейдоскопа эмоций - знакомства с Якутским театром оперы и балета.

Ольга САВЕЛЬЕВА

Фото Павла ШАЛАГИНА (якутский директор), из спектакля «Калейдоскоп иллюзий»