Найти тему
Vox Populi

СКОЛЬКО И НА ЧЕМ ЗАРАБАТЫВАЮТ МОБИЛЬНЫЕ ОПЕРАТОРЫ КАЗАХСТАНА?

Спойлер: за полгода почти полтриллиона тенге. Судя по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, услуг связи в июне текущего года оказано на 84 миллиарда тенге. С начала года — на 483 миллиарда тенге. Это на 12% больше объема января–июня 2020-го.

За первые шесть месяцев ткущего года в сравнении с аналогичным периодом, к примеру, 2010-го (а раньше мы заглянуть не можем за отсутствием данных) объем рынка увеличился почти двое — точнее в 2,14 раза. Казалось бы, это много. Но если выразить доходы в долларах, то получится, что объем рынка… упал почти на четверть: в 2010 году это 1,535 миллиарда долларов США, в 2021-м — 1,13 миллиарда долларов США.

Пилите, Шура, пилите, они золотые…

Самые «золотые» сегменты телекома Казахстана, те, которые приносят полновесные пиастры в кошельки операторов — это интернет, мобильная связь, а также прочие телекоммуникационные услуги. На них приходится почти 85% от всех доходов отрасли. Для сравнения: в 2010 году эти три компонента в сумме давали около 79%. Главный бенефициар телекома — интернет. В 2010 году он давал лишь 11% (здесь и далее из расчета за 6 месяцев анализируемого периода). В 2021-м — 39%.

Интересно, что мобильной связи в эпоху роста интернета прочили смерть и забвение. Но на самом деле мобильная связь выжила и не собирается сдаваться. Более того, из бурных «десятых» она вышла с минимальными потерями. Уточнение: когда мы говорим о мобильной связи, мы подразумеваем простую голосовую связь посредством мобильного телефона и через биллинг оператора. Всё остальное — «вотсапы» и иже с ними — это интернет.

-2

Старикам здесь не место

В аутсайдерах — традиционная фиксированная телефония. Еще в 2010-м на нее приходилось почти 42 миллиарда тенге за полугодие. А за аналогичный период 2021-го — 28 миллиардов тенге. То есть минус 33%. По аналогии с мобильной связью «проводу» тоже обещали незавидную участь…

Справедливости ради нужно сказать, что за эти годы телекоммуникационная отрасль ничего нового так и не придумала. Как мы видим, максимум, что происходит — перераспределение веса сегментов в общем пироге. На том и стоим, как говорится.

Полный материал читайте здесь