Найти тему
soullaway soullaway

Игорь Кущев – гитарист, создавший саунд «Сектора Газа».

Нет, я ничего не путаю. Я в курсе, что с 1992-го по 2000-й гитарные партии для альбомов «Сектора Газа» исполнял гитарист «Рондо» Игорь Жирнов. Но с ним Юрий Хой начал сотрудничать, уже став всенародно известным музыкантом. И Жирнов, как профессионал своего дела, просто изобретал гитарные партии в заданном ранее, на первых пяти альбомах, группой векторе. В том числе и тех первых двух альбомах 1989-го года, «Колхозный панк» и «Плуги-вуги», от которых потом Хой открещивался, не пытаясь сделать ремастеринг и переиздать, как это делалось с другими альбомами 1980-х наших групп, да и не только наших, и не только альбомами 1980-х.

Так вот, альбомы те были отброшены, а песни из них затем были реализованы в последующих записях группы: новый «Колхозный панк», «Гуляй, мужик» и одноименный «Сектор газа». А жаль. Для многих почитателей «Сектора» именно те версии песен, записанные в не самых лучших условиях, с некоторыми коряво сыгранными инструментальными партиями, являются каноническими и единственно верными. Хотя они официально на CD не переиздавались, в интернете энтузиасты их выкладывали, так что можно найти, послушать и сравнить. Хотя бы версии супер-хита «Банка». Версия 1989-го года более безбашенная и аутентичная. Впрочем, обо всем по порядку.

-2

Сам Игорь не из Воронежа, родился он в 1959-м году в городе Новомосковск Тульской области. О юности он не распространяется в интервью, предпочитая предаваться воспоминаниям о работе с Юрием Хоем, но судя по всему, музыкальное образование у Игоря имеется. К середине 1980-х он оказался в Воронеже, где играл в одном из ВИА, коих до появления повальной моды на рок было на просторах СССР огромное множество, не только при филармониях, но и при разных предприятиях и организациях.

В «Секторе Газа» он оказался в 1989-м году в момент записи тех самых двух первых легендарных альбомов. Один из музыкантов тогдашнего состава «Сектора» Сергей Тупикин (да-да, тот самый «Тупой», про которого Хой поет в предисловии к «Колхозному панку»), попросил Игоря добавить гитарного драйва и сыграть соло на альбомах, так как остальные участники группы этого сделать просто не могли в силу своих скромных способностей. Хой же всегда стремился к утяжеленному гитарному звуку.

Игорь Кущев, большой любитель Джимми Хендрикса, Стива Рэя Воэна и Deep Purpleисполнил все требуемые гитарные партии, импровизируя и сочиняя их на ходу. Так и возникло фирменное звучание «Сектора Газа», стабильным элементом которого всегда была хард-роковая гитара, несмотря даже на фольклорно-кабацкую музыкальную основу некоторых хоевских песен. Надо сказать, что Хой с Кущевым сразу нашли общий язык, схожие музыкальные вкусы, плюс технические навыки Кущева, без которых Юрий звук «Сектора» не мыслил. Плюс Игорь был постарше, что тоже добавляло ему авторитет на первых порах существования группы.

Схожим образом были записаны следующие два альбома «Сектора Газа»: «Ядрена вошь» и «Зловещие мертвецы», на которых звучание группы оформилось окончательно. Своим эклектичным подходом к звучанию это напоминало такие группы, как Die Toten Hosen и The Stranglers (которых, к слову, Юрий любил и использовал мелодию их композиции Nice 'n' sleazy в песне «Суд»). Кстати, это самый спорный и неоднозначный момент в творчестве «Сектора Газа», за который группу многие не переваривают категорически.

Кущев, видя успех «Сектора Газа», и будучи человеком амбициозным, параллельно собирает из других воронежских музыкантов свою группу «Школа», в которой играет смесь традиционного хард-рока с панком, сочиняя при этом тексты в стиле Хоя. Однако, как это часто бывает, снаряд дважды в одну воронку не попадает. Всегда важно быть в чем-то первым, важно оказаться в нужное время в нужном месте. Для Кущева нужным временем и местом было лето в 1989-м году в ДК имени 50-летия Октября в городе Воронеж. Именно как тандем с Хоем они работали идеально. А то, что он начал сочинять вслед за Хоем… Ну, мягко скажем, критики не выдерживало. Сатирические зарисовки на темы из жизни маргинальных слоев населения у Хоя выходили смешными и вызывали улыбку, у Кущева же все выходило плоско и похабно. Вот примерно, как у группы «Красная плесень». А песни на тему мистики, либо задуманные как общефилософские размышления о жизни, страдали некоторым графоманством, на мой взгляд. В общем, несмотря на попытку раскрутиться до уровня «Сектора Газа» (к примеру, в Воронеже в кооперативных ларьках, торгующих кассетами, часто продавали кассеты, где с одной стороны был «Сектор Газа», с другой «Школа»), сольное творчество Кущева народ не принял. А в 1991-м году Кущев был уволен из состава «Сектора». Там произошла некрасивая история между Юрием и Игорем, пересказывать которую в рамках этого материала я не буду, уж извините.

-3

В результате Игорь на долгое время ушел из музыки. Когда человеку за 30 и у него семья, жить в рок-н-рольном стиле невозможно. К этому времени подросло поколение родившихся в 1970-е, которое и стало пытаться штурмовать вершины музыкального Олимпа, а условные «старички», не сумевшие к 30-ти годам достичь профессиональной сцены, ушли в сторону. Тем более что 1990-е годы в экономическом плане были тяжелыми, и не было даже развитой клубной инфраструктуры, где локально известные группы могут играть по вечерам для аудитории в 30-40 человек.

Однако после смерти Хоя Кущев в музыку вернулся. И дальше начинается еще одна не очень красивая история. То, что человек снова решил записывать музыку, заслуживает только уважения. То, что он решает взять за основу стилистику другой, более популярной группы – это его личное дело, все музыканты на кого-то ориентируются. Но то, что он решает дать своему проекту название ex-Сектор Газа – это, дорогие товарищи, перебор. И тут возникает вопрос: он что, не понимал, какой будет реакция фанатов Хоя? Учитывая качество музыкального материала? Гитарист-то Кущев хороший, у него великолепное чувство мелодии, но как сонграйтер он, извините, не состоятелен. Немудрено, что после трех альбомов, изданных с 2001-го по 2004-й годы, фирма Гала-Рекордз потеряла к проекту интерес и он был закрыт. Хотя определенное достижение у ex-Сектор Газа есть, причем мало кто из наших рокеров подобным может похвастаться, если вообще кто-то может: песня «Допился» из альбома «Огненный рай» попала в саундтрек фильма Гая Ричи «Рок-н-рольщик», она звучит в эпизоде с участниками русской мафии.

-4

Но Игорь Кущев с того момента из музыки не уходит. И меня это, признаться радует. Музыкант должен где-то играть. Тем более музыкант хорошего уровня, коим Кущев является. Тем более сейчас появилась наконец клубная инфраструктура, про которую я выше писал, что ее не было в 1990-х. Игорь регулярно дает концерты с разными музыкантами, выкладывает на своей страничке «В Контакте» новые треки. В этом году в одном из клубов Воронежа совместно с группой БаНда СГ Игорь дал трибьют-концерт памяти Хоя. А что? Концерта таких форматов тоже людям нужны и спросом это пользуется. А еще он автор гимна воронежского хоккейного клуба «Буран». Кстати, на мой взгляд, отличная песня получилась.

И это правильно, когда гимны для футбольных и хоккейных клубов пишут местные музыканты.

Конечно, любопытно было бы порассуждать, как развивалось бы творчество «Сектора Газа», не произойди в 1991-м году ссора между Юрием и Игорем. И мог бы Игорь добиться в музыке большего. Думаю, что мог, но не сложилось. В какой-то мере не повезло со временем, в какой-то мере – с выбранной стилистикой. Возможно, ему следовало бы попробовать найти свое лицо в музыке. Но история получилась такой, какой мы ее знаем.

А на сегодня все, спасибо вам за внимание не забывайте подписываться и до новых встреч.