Найти тему
Про что кино?

Гайдайевские мотивы в фильме Рубена Фляйшера "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)

В одной из прошлых статей я подробно останавливался на одном из лучших (а по моему мнению и вовсе лучшем) картин про плотоядных мертвецов. Теперь настало время обратиться к серебряному призеру моего личного топа, однако оказался он там вовсе не из-за наличия зомби, а по другим причинам.

Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)
Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)

Что мы знаем об эксцентричной комедии? Много шума, беготни, погонь, четкое наличие героя и антагониста, а в конце несомненная победа добра над злом. Этот жанр подсознательно нравится практически всем, потому что в том или ином виде мы видели, смотрели и пересматривали подобные работы многократно - мультфильмы Луни Тьюнз, и Том и Джерри, и "Шоу Бенни Хилла", и, само собой, великолепные ленты нашего отечественного столпа комедии Леонида Иовича Гайдая. Вдохновляясь Чарли Чаплином и Бастером Китоном, он смог перенести чистую эксцентрику в советские реалии с большим успехом, о чем говорят многомиллионные сборы в моменты выхода фильмов прокат, а также неиссякаемый интересный последующих поколений зрителей. Именно этим можно объяснить ошеломительный успех "Zомбилэнда" - авторы просто перенесли умирающий жанр в тело эксцентрики, и труп во всех смыслах ожил.

Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)
Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)

Попытки создать зомби-муви в комедийном ключе уже предпринимались - несколькими годами ранее Эдгар Райт уже снял "Зомби по имени Шон", но там это был скорее неторопливый оммаж старым фильмам Ромеро, пусть и обаятельно смешной. Фильм Фляйшера это скорее "американские горки" - много внутренней энергии, которая заряжает зрителей. Постоянные яркие выходки, шутки, глупые и неудобные ситуации - всё это пронизывают "Zомбилэнд", превращающая его в нескончаемый поток позитива.

Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)
Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)

В данном случае зомби - лишь фон, позволяющий рассказать историю четверых выживших, вынужденных ютиться на бескрайних разрушенных просторах Америки. Но все они носят маски условностей, типажей, настоящие личности не раскрывают, тая её за слоем таинственности и недосказанности, о чём говорят их клички в виде названий американских штатов. Вся внутренняя сущность героев кроется в мелочах, которые они мало-помалу раскрывают. Взять, к примеру, одержимость Таллахасси (Вуди Харрельсон) Святым Граалем в виде пирожных Твинки, а также его рассказ о любимой собаке, которая погибла, которая в итоге оказывается его сыном.

Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)
Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)

По сути Таллахасси оказывается главным героем ленты, потому что кардинально меняется, отвлекая на себя орду зомби (и по сути жертвуя собой), когда Коламбус (Джесси Айзенберг) пытается спасти даму сердца Вичиту (Эмма Стоун) и её младшую сестру Литтл Рок (Эбигейл Бреслин). Ну и сам герой Айзенберга, само собой, меняется, когда он пренебрегает собственным правилом "Не быть героем", чтобы в итоге им стать.

Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)
Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)

Коламбус и Таллахасси - чистой воды действующие персонажи художественного произведения с лишь толикой эксцентрики во многом потому, что они развиваются. Можно ли представить, что Маленький Человек Чаплина вдруг кардинально изменится в конце произведения (примеры были, но они скорее исключения, переходящие в плоскость драмы), или Шурик Гайдая вдруг задумается о том, что нельзя вершить над Верзилой самосуд, как это было в самой первой новелле "Операции Ы"?

Кадр из фильма "Операция Ы и другие приключения Шурика" (1965)
Кадр из фильма "Операция Ы и другие приключения Шурика" (1965)

Вот кто-кто, а Вичита и Литтл Рок самые что ни на есть эксцентричные герои - яркие, самоуверенные, хлесткие. Мировой апокалипсис их несколько не изменил, они так и остались бандитками, и их ремесло помогает им выживать в новых реалиях. Снова и снова они дурачат двух мужчин, а тем им снова верят и верят. Но авторы неожиданно решают проучить выскочек, ставя их на грань смерти, и именно драматические персонажи помогают им выжить.

Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)
Кадр из фильма "Добро пожаловать в Zомбилэнд" (2009)

Безусловно, в конце никто не умирает, ведь хэппи-энд - одно из обязательных условий комедий, позволяющее оставить после просмотра приятное послевкусие. Но есть здесь и назидание, как и присуще любой эксцентрике - надо всегда держаться вместе и помогать ближнему в беде. В итоге обычная прописная истина и становится главной идеей фильма, сатирически высмеивая человеческую заносчивость и ставя во главу угла смелость, отзывчивость и человеколюбие.