Мы продолжаем говорить о советских криминальных фильмах, которые кроме женских «опасных» персонажей неизменно должны были вывести на сцену такую фигуру как «сыщик». Конечно, были весьма известны «знатоки» (следователь ЗНАменский, оперативник ТОмин и эксперт КИбрит). Также востребован был инспектор Александр Алёшин в исполнении Александра Збруева («Два билета на дневной сеанс», «Круг»). Однако подлинно народной любовью пользовался несколько иной персонаж.
Мы говорим о сельском участковом Федоре Анискине, который был героем нескольких повестей, а также центральным персонажем двух полнометражных кинокартин, телевизионного спектакля и одного многосерийного фильма. А на его исключительную популярность указывает хотя бы то обстоятельство, что Анискин появляется в завершающей части пародийного мультфильма «Ограбление по…»
Хотя в данном случае есть небольшое смысловое противоречие. В указанном эпизоде мультфильма действие происходит в городе, где якобы строится сберегательная касса (а на самом деле - отделение милиции). Федор Анискин, напротив, персонаж сугубо сельский, на что указывает название первого фильма «Деревенский детектив» (1968), который (кстати) советским зрителем воспринимался исключительно как комедия.
С одной стороны, это заслуга писателя Виля Липатова. С другой стороны, этот эффект обеспечил драматический талант актера Михаила Жарова, который вносил ироничность даже в серьезные моменты (вспоминайте образ Меньшикова из «Петра Первого»). Почему же именно Жарова утвердили на эту роль? Позволим себе выдвинуть одну версию.
Анискин (и в фильме, и в литературе) отрыто иронизирует надо всякого рода «детективными штучками», а потому «дедуктивный метод» подается комично, местами даже гротескно. Анискин делает ставку на знание психологии местных жителей. Он неспешен в своих действиях. Что его весьма роднит с таким персонажем как комиссар Мегре. А того в конце 50-х – начале 60-х годов во французском кино играл Жан Габен. Можно отметить некоторую схожесть фигуры и фенотипа актеров. А потому Анискина решили сделать своего рода «русским Мегре».
Закат «лета любви» в пародии «под братьев Коэнов»
В действиях Анискина очень силен дидактический момент. Для него важно не только найти правонарушителя, но и обеспечить мир в «местном сообществе». Что убедительно показано в фильме 1973 года «Анискин и Фантомас», когда было совершено ограбление кассиров, перевозивших несколько тысяч рублей. Предполагается, что это дело рук «банды фантомасов».
Откуда взялась культовая сцена из фильма «Эквилибриум»?
Однако найдя непосредственных грабителей, Анискин пытается понять, что же произошло на самом деле. И в данном случае наглядно передана мысль о том, что законность и справедливость – не всегда одно и то же. Заканчиваем наш рассказ упоминанием того факта, что два года назад в Краснодаре был открыт памятник Анискину. Хотя, справедливости ради отметим, что этот персонаж всё-таки был связан с Западной Сибирью