Найти тему
Anna Ivanyutenko

Гештальт и “Дэд Пул”, “Дэд Пул” и гештальт

Я очень люблю этот фильм и для меня «Дэд Пул» отличная иллюстрация того, как формируется гештальт, как эта штука соотносится с потребностями, и надо ли гештальт завершать? Об этом и поговорим. Кстати, дальше спойлеры.

Главный герой Уэйд влюблен без памяти, делает предложение любимой Ванессе и падает в обморок, потому что у него рак.

А дальше Уэйд, как и положено будущему супергерою, не ищет легких путей и ради исцеления отдает себя на опыты, но не в поликлинику, а к садисту и мутанту Френсису. Но что-то пошло не так, точнее все так и планировалось, только наш герой не в курсе. В итоге – рак вылечен, лицо изуродовано и появилась способность к 100%-ной регенерации.

Живи и радуйся, но как показаться в таком виде любимой женщине? Да, еще и Френсис грозится продать нашего героя в рабство и обещает личико поправить, если Уэйд будет вести себя хорошо, но тот разносит «поликлинику» к чертям и сбегает. А затем бродит грустный по улицам Нью-Йорка, наблюдая за Ванессой и не решаясь подойти к ней.

И вот тут-то и формируется гештальт, как образ действий, исполнение которых приведет к удовлетворению потребности.

В голове Уэйда складывается цепочка: найти Френсиса, принудить его исправить внешность нашего героя, чтобы тот смог – тадам – показаться на глаза любимой Ванессе. И все будет хо-ро-шо…

Ничего вам не напоминает? Не было ли в вашей жизни похожих историй? Изнурять себя диетами, чтобы полюбить себя? Закончить ВУЗ с красным дипломом, чтобы получить папино одобрение? Родить, чтобы сохранить семью? Я привожу несколько анекдотичные сценарии, чтобы навести вас на размышления о ваших собственных больших жизненных гештальтах.

Дальше наш герой обретает новое имя и красный костюм, находит новых друзей и убивает множество людей, двигаясь к закрытию своего гештальта. Авторы фильма настоятельно демонстрируют нам два важных и наполненных эмоциями сюжета – создание костюма, скрывающего уродство героя, и его сложные планы по обнаружению своего главного врага. И мы двигаемся сквозь них в кутерьме, матерщине, взрывах и убийствах, почти уже позабыв, с чего начался фильм.

И вот развязка! Френсис, издеваясь, сообщает, что вернуть Уэйду его прежнее лицо невозможно, Ванесса приперла своего любимого к стенке и требует снять маску. Гештальт не завершен, под маской мутант, а не спецназовец с лицом голливудской звезды. Но любимая непреклонна. Уэйд открывает личико, а Ванесса, тяжело вздохнув, принимает его таким. Гештальт не завершен, но потребность удовлетворена – наш герой вернул себе невесты. Единороги танцуют и поют!

-2

Вот оно! Важнее понять, какая потребность, какое большое желание стоит за тем или иным гештальтом, который человек старательно пытается завершить. И попытаться найти чуть более короткие пути для ее удовлетворения, в которых не будет взрывов и гор трупов, как в фильме.

Но с другой стороны, Дэд Пул из наемника-неудачника превратился существо со сверх способностями и нашел новых друзей. Так и в жизни, отправляясь в спортзал, чтобы похудеть, можешь получить новое тело и новых знакомых, но не факт, что новую любовь.

Ну и вишенка на торте! Уэйд не стал бы Дэд Пулом, если бы его потребности ограничивались только романтическими (такие персонажи в фильме, кстати, есть), есть еще один важный мотив – это месть. И именно из мести Дэд Пул нажимает на курок, убивая Френсиса, именно по этой причине он преследует его весь фильм, а не только из стремления вернуть Ванессу. Тадам!

-3

О чем это? О том, что люди – существа сложные, способные на амбивалентные чувства, способные любить и ненавидеть и не обязательно двух разных людей, а одного и того же человека. И гештальты под действием этой амбивалентности чувств формируются весьма затейливые. Поэтому важно замечать в себе и плюсик и минусик, может, тогда станет очевидно, что убиваешь не ради любви, а исключительно из мести. Даже если убийство абсолютно символическое. А для любви есть другие решения).

#гештальт_рецензия

#кино

#дэдпул

#психология

#чувства

#гештальт-терапия