Я давно пишу свои картинки - воспоминания. А портретов - описаний моих родных, окружавших меня в ту пору, с которыми я жила под одной крышей в доме деда, я еще не сделала. Сегодня начну исправлять это упущение.
Из рассказов - повествований "Дом с голубыми наличниками". Ссылку на все тексты можно найти в конце статьи.
Я стою в дальней комнате у окна, тут же у окна, стоит кровать, на ней спит Тая. Длинные и блестящие, темно-русые волосы рассыпались по подушке.
Ее уже давно будят:
- Тай, ну вставай.
- Сича-а-а-с, - Тая поворачивается на другой бок, и продолжает спать.
Каждый день полон забот, дедушка на одной ноге, ему всегда нужны помощники, а в доме здоровых мужиков – один Паша, и то, он - мужик еще подрастающий, остальные - девки. Паша на всех трудных работах: и на покосе, и воду таскать, и дрова рубить. И девчонкам тоже приходится много трудиться. Утром, если предстоит какая-то большая работа – покос, или дрова нужно складывать в поленницу, осенью выгребали из уборной, а зимой чистили снег во дворе и за калиткой, - дед будил рано. Идет по комнатам, громко стучит своим костылем по полу, поднимает: «Девчонк, вставайте, дела делать надо, вечере опять ляжем».
Лида делала все весело и быстро, все у нее в руках «горело». Придет из школы, поест и тут же за работу, что бабушка говорила, все быстро выполняла. Любила чистоту: перевернет стулья, вытрясет половики, намоет пол. В лес по ягоды и грибы Лида тоже очень любила ходить.
А Тае нравилось уединиться, помечтать. Сядет бывало у окна, долго может сидеть, задумавшись. А то смотрит как-то сквозь тебя, и о чем-то своем думает. У нее была коробка из-под конфет, там аккуратно сложены фото известных артистов, письма от болгарской подруги (тогда у многих были интернациональные переписки), начатое вязание крючком – тонкое кружево. Она открывала эту коробочку, любовно перекладывала вещички, я смотрела и думала: " обязательно заведу себе такую же".
Вечером Тая долго ходит по темным комнатам, напевает какую-то модную песенку. Голосок у нее слабенький, да и фальшивит... У нас в семье никто особенно хорошо не пел... Только бабушка мелодично и как будто вот-вот заплачет, я даже заглядывала ей в глаза – плачет или нет, пела мне, совсем маленькой, колыбельные песни: "...бате надо паренька, да на полоску пахарька.... А матушке - деушку, на полоску жнеушку, да на лужок грабеюшку.... Спи-ко, дитятко,.... с тобой некому водиться..." Мне становилось грустно от того, что со мной "некому водиться".... "Но, как же так? - Думала я. - Сидит же вот сейчас со мной рядом бабушка, поет мне песенку. И Тая со мной днем гулять выходила. Скорей бы подрасти, буду тогда для мамы жнеушкой, грабеюшкой."
А дедушка наш был очень деятельный; все, что не приносило видимой пользы, он считал баловством и пустой тратой времени. Он подгонял Таисию:
- Ну иди уж, певица, ложись спать, утром рано подыму.
Бабушка наша, как громоотвод, всегда старалась предотвратить столкновения, всех примиряла: «чтобы в доме был мир, да лад», шикала на него:
- Оставь девчонку то, что хоть ты.
- А что она все скулит то? - не унимался дед.
Лицо у Таи бледное, красивое, но всегда печальное. Носик аккуратный, с тонкой переносицей.
Таин нос, это отдельная история. Он у нее был очень хлипким. Небольшой толчок, удар, и хлынет кровь. Тая часто шмыгала им, и морщила его, от этого на лице появлялась брезгливая гримаска. Еще она любила поковырять в носу. Сядет, бывало, задумается и чистит его долго и самозабвенно. Пальчики то один, то другой глубоко погружаются в маленький Таин носик, на переносице собираются мелкие складочки, и кажется, что он сейчас вот-вот треснет. Бабушка ее одергивает:
- ТАюшка, ну хоть отступись, щас наковыряешь, что опять кровь пойдет.
А то бывало, забудется Таенька и при гостях, или чужих, слушая задушевный разговор, примется за свое. Тогда бабушка, чтоб не делать при людях дочери замечание, встанет, пойдет как-будто за чем-нибудь на кухню, а сама, проходя мимо, уберет незаметно Таину руку.
Таисью ругали за эту привычку, желая ей добра, подтрунивали и зло насмехались, - кто как. Говорили, что испортит свой нос, ноздри станут широкими, некрасивыми. Но она так и возвращалась к этому любимому занятию.
Еще Тая любила повертеться у зеркала. Встанет, возьмется пальчиками за края платьица, растянет подол треугольничком, и, приподымаясь на носочках, оглядывает себя, то с одной, то с другой стороны.
- Да хороша, ТАюшка, хороша. - Говорил Паша, застав ее за этим занятием.
Продолжение следует...
Фото с Pixabay.
Все мои зарисовки - воспоминания из детства здесь: Навигатор. Сборник рассказов - повествований "Дом с голубыми наличниками".
Другие рубрики на моем канале:
Мои статьи об алкоголизме. Навигатор.
Навигатор. Жизнь маленького городка.
Люблю старушек, если они настоящие и не злобные. Мои наблюдения. Навигатор.
Рубрика Альманах воспоминаний. Навигатор.
О семейных отношениях. Навигатор.
Навигатор. О трудностях подросткового возраста.
О стариках с деменцией. Вся история ухода за стариками - соседями. Навигатор.