Представляю вам жителя города Рустави Каху Мчедлидзе,который посвятил свою жизнь танцу и хореографии.Поможет нам ознакомиться с ним видео-интервью Автандила Чубинидзе. Мой перевод встречи из серии "Говорим о хореографии".
Видео предоставил : chub1na.ge
Здравствуйте! Начинаем передачу "Говорим о хореографии". Сегодня мой гость -танцор старого поколения ансамблей "Эрисиони","Рустави" и "Сухишвилеби",актер,ныне действующий солист-танцор,а также художественный руководитель и хореограф-Каха Мчедлидзе.
Здравствуйте батоно Каха,спасибо вам,что вы согласились предоставить свое время нам и даете интервью.Традиционно,начну с первого вопроса. Как вы вспоминаете ваше детство?Как вы росли и в какой обстановке?Расскажите нам о ваших родителях,братьях и сестрах?
Здравствуйте. Спасибо,что вспомнили обо мне.Спасибо,что связались со мной и пригласили на интервью.Я рад вам,что вы безвозмездно делаете большое дело для хореографии.Я вам желаю всех благ и обращаюсь ко всем,чтобы мы могли больше времени уделять хореографии и продвигать это дело.Я родился в Рустави и начал танцевать с 4-х лет. Меня мама отвела на танцы. Был такой хороший бывший танцор Гоги Мегрелишвили, который поделился со мной грузинской культурой-танцем. Как сейчас помню его чистейшую обувь,которой он,подняв концы брюк, учил нас танцевать. Он был очень хорошим человеком,хорошей личностью. Благодаря ему я так сильно полюбил танец ,спасибо ему! До сегодняшних дней,я уже 47 лет в этой сфере работаю всеми силами и по полной энэргии. Далее,когда я окончил 4-х летнюю студию,попал в его детский ансамбль в Рустави под названием "Халиби". В то же время я учился в художественной школе параллельно танцам. Рисовал,были выставки работ. После поступил в Тбилисское художественное училище имени Мосэ Тоидзе,по направлению керамика-живопись. Там же был ансамбль при училище. Не забуду батони Виталия Абакелию,когда он узнал,что я танцор,был очень рад. Постепенно я начал ходить в ансамбль "Рустави".У нас было очень много гастролей в нашей стране и зарубежом. Еще позвали меня в ансамбль просвещения,там был Миша Шубашекель хореографом, а руководителем Нугзар Капанадзе,с которым и сейчас дружу,хороший человек.
Скажите о роли родителей в вашем становлении и о вашей сестре,которая является известной грузинской певицей Циури Мчедлидзе?
Да,конечно. В общем мы музыкальная семья. Моя сестра пела в знаменитом ансамбле "Иверия". Мой брат-поет. Но,сейчас он не поет ,к сожалению не пошел по этому пути,хотя в жизни всегда поет. Я тоже пою,и играю. Более популярна наша сестра Циури Мчедлидзе. У нас была сестра дедушки Ламара Мчедлидзе-тбилисский колорит,пела под дудуки. Отец тоже играл на флейте. Думаю,больше это мамина заслуга,она старалась чтоб мы пели,и перед сном тоже. Так наши задатки развились и мы попали в разные ансамбли. Я пошел по стезе хореографии,моя сестра по вокалу.Она пела в "Иверии" и я тоже часто выступал с "Иверией".Был почти на всех репетициях. Однажды нынешний руководитель Джемал Багашвили сказал,что если, не дай Господь,что с кем-то что-то произойдет,Каха знает все и сможет заменить.(Смеется). С детства мама водила меня везде, и дома все радовались,когда у меня все получалось и хвалили.И отец,царствие ему Небесное,помогал,чем мог. Большая роль здесь детей,что мы работники культуры сегодня.Спасибо Христу,что я и моя сестра в этой сфере.
Можете вы хронологически рассказать как вы трудились и где?
Сначала я был в ансамбле "Рустави". Потом пошел в Армию. Попал в Сибирь. Раньше здесь этот район считался Закавказским военным округом,и был тут ансамбль,куда меня приняли. И я должен был ждать весточку оттуда. Раньше был один номер на призыв давался,и у кого он был,все туда ехали. Мы с друзьями решили поехать вместе,и оказалось,что в Сибирь. Отец мой разнервничался,так как здесь уже меня приняли и я должен был явиться туда. Но,в конце я оказался в Сибири,где был тоже военный ансамбль,и я там был. По приезду,я занимался у Лексо Николадзе,который помог мне превратиться в профессионала. Очень хороший был человек,Царствие Небесное ему. Очень мало таких людей. После я попал в "Эрисиони" ,а через 2 года перешел в ансамбль "Сухишвилеби",в национальный балет. Одно только название это-все!Когда по городу ходили танцоры из ансамбля "Сухишвилеби", приблизиться к их уровню было раньше несбыточным желанием. Я был так рад,что даже не верил целую неделю,что я там танцую. Помню,когда я туда пришел было 2 апреля,но батони Тенгиз оформил меня с 1 апреля. Была величайшая радость для меня. Там я танцевал до 2000 года. После вернулся в Рустави. А так в этих больших ансамблях я танцевал на их юбилейных концертах: на 100-летие "Эрисиони", 50-летие "Сухишвилеби" и 30-летие "Рустави". После началось мое дело, но танцевал я последние полтора года в ансамбле "Рустави".
Я создал детскую студию "Иверон" в 2002 году. А также ,собрал професиональных танцоров,которые ходили во взрослый ансамбль "Иверон". Они учавствовали в разных конкурсах, делали антураж танцами к грузинским песням и учавствовали во многих проектах. Гиорги Бугианишвили-солист ансамбля "Рустави"-позвонил мне и сказал,что Гурам Таварткиладзе хочет со мной встретиться, руководитель одноименного института. Мы встретились и основали ансамбль песни и танца при его институте имени Таварткиладзе. Учавствовали во многих конкурсах и фестивалях.Много популярных певцов и танцоров там собрались,которые и сейчас украшают сцену. После мне позвонил мой друг - композитор Чабука Амиранашвили и сказал,что собирается новый ансамбль "Самаия" и я им нужен был как хореограф. Через полтора-два месяца собрали концерт из двух отделений и дали гастроли за границей. Приблизительно 2006-2011 гастролировали только за рубежом с многочисленными выступлениями. Продьюссером был тогда Джода Паскаль в "Эрисиони",и он сделал большой проект во Франции. После 2011 года продолжал работать в своей студии в районе Сололаки ,в 50 школе,там,где была студия Тамаза Гогатишвили,ансамбль которого имел ошеломительные успехи.Они с "Сухишвилеби" тоже гастролировали. Из ансамбля "Сухишвилеби " есть очень много хореографов здесь и за границей. Батони Тамаз перешел в Оперу,и сказал мне,что хочет,чтобы здесь был хороший ансамбль-студия.И оставил меня там. Я начал там с нуля.И сейчас я там нахожусь,это где-то 18 лет. У нас хорошие ученики,но, немного помешала нам пандемия. Надеемся с сентября начнем заново.
Вы популярны ансамблем "Иверон" и сейчас пандемия помешала вам с гастролями.
Да,так. Меня пригласили работать в Европу. Сейчас я работаю хореографом в одном из проэктов города Марсель,куда я ездию с грузинскими профессиональными танцорами. С ними вместе и я стою на сцене,потому что есть современные спектакль,где есть и современная часть и грузинская фольклорная часть.Там наряду этого есть и разговорная часть и танцевальная.И заканчиваем спектакль песней.Хорошее шоу!Жаль,что пандемия.. До этого,мы успели выступить в Гамбурге,в Бельгии,Германии,Франции. Несколько дней назад вернулись из Люксембурга.Дали успешные спектакли. Овациями встречали нас и мы имеем дело с очень хорошими продъюссерами из Марселя. Надеюсь постепенно наладится положение с пандемией и мы сможем продолжить нашу деятельность.
Как появилась идея этого проэкта?
Один из моих танцоров - Торнике Габриадзе(он и Гага Бохуа очень хорошие танцоры,и как личности тоже,порядочные ) выложил видео в интернет. Увидели это видео и попросили связаться с руководителем. Торнике дал им мои координаты и те связались со мной.После, они приехали в Грузию и мы встретились. Видно было,что они уже знали о грузинской хореографии. Они в свой баллет пригласили танцоров из разных стран. И, как они говорят,делали удивительные движения. И расспросив танцоров,узнали,что есть такая страна Грузия,откуда и идут эти движения. Так они заинтересовались грузинской хореографией. Одно из богатств Грузии-это наша хореография,музыка и инструменты.Стали они искать,и нашли видео Торнике.Так мы определились с нашими совместными действиями.Было множество административных вопросов:финансовые и юридические. Все мы наладили,договорились,и объявили кастинг. Многих перебрали и выбрали наилучших для шоу : 14 танцоров и 6 в резерве. После этого,начали работать над программой. Я не собирался учавствовать в спектакле,но французы предложили свой сценарий на грузинский лад.У них очень профессиональный глаз и они мне предложили участие в спектакле,хотя я и не собирался,а только показывал танцорам как надо было танцевать. И они спросили меня о том,что не соскучился ли я по танцу на сцене. Я ответил,что конечно же. Мне было около 50 лет,и уже опять становиться на сцену было уже не по возрасту,но я рискнул,и не жалею.Согласился и стал действующим танцором. Они так построили спектакль,что почти весь спектакль веду я. Один раз,в Гамбурге была очень большая премьера,с включением телевизии и другого. Они провели большое мероприятие,а затем наш спектакль,где я выступал. Репетиции и здесь и во Франции проводили.В Париже у них есть большая база.Я здесь танцевал на репетициях и скинул в весе. А когда туда приехал,они мне говорят,что что ты сделал,почему похудел? В роли отца ты должен был выглядеть более весомым.Нужен был живот,и за одну неделю я набрал живот..Таким образом я вернул свои годы,когда сам танцевал,молодой дух. Я очень рад апплодисментам, овациям,паклонам перед зрителями. Бывало до 12-14 паклонов.В общем вернулся на сцену и также работаю хореографом.
Может ли эта деятельность стать источником инспирации для новых проэктов в Грузии?
Да,собираюсь и здесь.Такого еще не было сделано,и я хочу и здесь в будущем осуществить такой проэкт.Сейчас пандемия и пока не могу.Для этого нужна база,возможности,выплата профессионалам.И страна тоже если поможет с этим,было бы хорошо.
Что больше всего вам помогает в жизни и профессиональной деятельности?
Понял. Я имею как говорят "жилку".Если решу начать что-либо делать,то довожу до конца.Думаю это свойство довело меня до больших ансамблей,где приходилось выступать. Я все время сравнивал себя с танцорами и набирался опыта,и думал,если они так делают,то и я смогу. Я очень много работал,и многого достиг в моей карьере,и могу сказать,что в грузинской хореографии положил свой камешек в дело.Нам нужно создавать свое,не копировать других!Так будем развиваться. Нето останемся на одном уровне. У нас большое наследие. Некоторые обижаются,например ,говорят что армянский ансамбль присвоил что-то наше. Ладно,пускай присваивают.У нас должно быть столько,чтоб они столько не смогли бы присвоить.Все знают,что есть наше,и, кроме грузина, никто другой не сможет это исполнить.
На каком этапе сегодня грузинская хореография?
Я рад заметить,что мы находимся на стадии расцвета. Раньше такого не было.Я ходил в Оперу раньше,в платную группу для танца,чтобы пройти государственный класс.Этим мы развивались,и нас было очень мало. А сегодня это есть у всех! Вот для моего проекта,когда мы едим с группой в Марсель,там главный хореограф проводит класс.Я в таком возрасте стою на сцене,и всегда говорю молодым,чтоб они не упускали возможности усвоить новое!Они очень развились,как мы сотрудничаем там.Мы выбрали лучших, но они выросли после работы с главным хореографом. Сейчас они лучшие!Большую роль сиграл класс.Я очень рад,что они так развиваются,и музыкально тоже.
Это что-то новое,хореография-это синтезальная наука,но это еще что-то новое и интелектуальное?
Да-да,это так. У грузинской хореографии есть огромные запасы,что можно по-разному преподнести зрителю и приносить новую радость каждый раз и здесь в Грузии и зарубежом.Я счастлив ,что мне пришлось работать и учиться у Нино Рамишвили в ансамбле "Сухишвилеби". Сейчас смотрю и этот ансамбль развивается и показывает новые танцы и новую хореографию.Просто Браво им! Я сам восхищен,а представляю как зрителям нравится!Это и есть грузинское,и только грузины могут так красиво танцевать свое!Если ты не любишь танец,то не сможешь красиво танцевать.Любовь лежит во всем!Это должно быть в тебе.
Кроме этого,вы учавствовали в организационных проектах,например при открытии Звезды?
Да,было. Например ,открытие Звезды Марике Квалиашвили. Она попросила меня украсить хореографией,и я постарался.Она заслуживает и красотой и талантом. Мало у нас таких сейчас. И нам надо их почетать.Я как смог украсил тот вечер.Она попросила меня,хоть немного,если сможешь станцевать,и я станцевал для нее.Моя сестра Циури Мчедлидзе вместе с Темури Циклаури спели на ее вечере.И мои танцоры с пялами в руках и огнем в них заходят красиво.Я выхожу с кувшином и пиалой,и говорю тихо Темури Циклаури,что передам тебе.как будто для питья. Я туда,в кувшин залил вино Киндзмараули,и вышел.И во время концерта ей посвященного,я налил прям на сцене из кувшина в пиало вино,передаю Темури,у которого маленький микрофон прикреплен,и говорю ему,этот тост за хороших людей!Он взял,и зрителям махнул,за них ,и выпил. Потом я станцевал.Еще на юбилее Резо Чхеидзе тоже,и во многих концертах Филармонии учавствовал,но больше режиссировал. Раньше много было концертов,сейчас это редко.Надо, чтоб была возможность, и люди были активны,выходили из домов,особенно дети, чтоб смотрели и учились. Я с детства наблюдал за танцами :Эрисиони,Рустави,Сухишвилеби.И оттуда пошла любовь. Не стал увлекаться улицей и занимался делом. Надо уделять внимание этому.Я ежу по Европе и вижу,что нет элементарной схожести у нас в стране,чтобы уделялось правительством внимание к культуре,хореографии,танцам и песням. Почему,ведь у нас такое богатое наследство.. Это должно быть,и даже можно сказать это моя просьба к правительству уделять этому внимание. У нас очень мало профессионалов работают и за минимальную зарплату. Наша культура заслживает внимания! Надеюсь,что мы перенесем,как и раньше большие трудности,и наконец все будет хорошо!
Вспомнил о госпоже Нино!Я тогда учился на в институте физкультры,на врачебном отделении. Так сложилось там,я ходил на репетиции и не ходил учиться.Прошел год и пришло мне письмо из института,что если не явишься-исключим. Я пришел на репетицию,и мы должны были поехать на гастроли в Италию. И я попросил у Нино,что мне пришло письмо из института,и можно я пораньше уйду с репетиции? Она мне сказала,что я никуда не пойду.И подождать ее надо после репетиции.Я понял,почему она так мне сказала. Наверно пойти со мной хояет в институт. Танцоры все называли ее тетей,так как она все принимала близко к сердцу и помогала. Закончилась репетиция,и я хочу улизнуть.уйти,думая,что она забыла. Я после того как переоделся должен был выйти через зал из раздевалки,и она позвала меня,я остановился.Она сказала,чтоб я пошел к ее машине и подождал ее. Так и было,мы поехали в институт.В дороге я говорил ей,что это моя вина,я не ходил в институт и меня надо выгнать заслуженно от-туда. Но она нет,на своем стоит.Приехали туда,спрашивает она где кабинет ректора? Я ответил ,что не знаю,не ходил туда.. Она не стала говорить с секретаршей,прямо вошла в кабинет ректора. Он как увидел ее-вскочил и спрашивает,что вы хотели?Я не зашел,стою у двери.Она позвала меня,я вошел.Мне было очень стыдно. И она спрашивает у ректора,вы знаете кто этот парень?Он говорит,что нет. Она говорит,что я член ее семьи.Вы позвали его прийти,но знаете ли вы,что он едет с нами на гастроли?И вы хотите отнять у него времени.Ему стало смешно.И ректор,радостный ее визитом ,говорит ей,что это не проблема. Давайте позовем Тенгиза и я приглашаю вас ко мне. А она говорит,что послушайте, если вы хотите мне чего либо хорошего,то этому парню вы уберете все проблемы.Потом она встала,попрощалась и ушла оттуда вместе со мной. После этого моего шага не было там,мне так было стыдно.
Какой был Тбилиси того периода?
Очень трудная жизнь была,но товарищество было близко к идеальному. Я даже могу сказать,что золотое поколение было мое поколение,это 90-е годы.У нас не было зарплат,но мы не пропускали репетиции. Ездили за рубеж со своей программой. Не было отопления в Грузии,душа.Были большие проблемы,холод.Мы не прекращали репетиции,трудились. Так было в городе и стране. Люди друг-друга уважали,помогали.Тяжело было всем.Сейчас немного почерствели люди,им трудно сказать "спасибо","извини",меньше прощают друг-друга. Я бы сказал всем,что надо любить нам друг-друга,и любовь приносит все хорошее,и пройдут плохие времена.