Найти тему
Библио-лаборатория

Безумная Вселенная Фредрика Брауна

В 2001 первом году некоммерческим фондом Кордвейнера Смита была учреждена одноименная премия, которую с тех пор ежегодно присуждают авторам, которые внесли заметный вклад в развитие фантастики, но в наши дни оказались по тем или иным причинам почти забыты. Я уже писал о некоторых из лауреатов, в частности — о Стенли Вейнбауме, и о самом Кордвейнере Смите, а сейчас решил вспомнить творчество другого автора, удостоенного этой премии — Фредрика Брауна.

Почему-то мне кажется, что проиллюстрировать статью о Брауне следует именно так - журналами и изданиями в мягких обложках, от которых так и веет романтикой первооткрывателей жанра...
Почему-то мне кажется, что проиллюстрировать статью о Брауне следует именно так - журналами и изданиями в мягких обложках, от которых так и веет романтикой первооткрывателей жанра...

Судьба этого писателя в некотором смысле одновременно парадоксальна и трагична. Расцвет его творческой карьеры пришелся на времена безраздельного властвования фантастических журналов, из которого вышли все великие фантасты «золотого века». Согласно официальной биографии, Браун, работавший корректором в журнале детективных истори й, начал писать, как бы сказали сейчас, «на слабо» - правя очередной рассказ он вдруг понял, что и сам может написать не хуже. Сказано — сделано, и после выхода первого детективного романа он уже смог полностью посвятить себя литературному труду.

Проблема была только в одном — по свидетельству его супруги, Браун не любил писать, и не мог заставить себя выдать больше двух-трех страниц в день. Нынче это принято называть прокрастинацией — Браун делал что угодно, лишь бы не садиться за пишущую машинку: играл на флейте, зазывал приятелей на шахматную партию, короче тянул время как только мог.

-2

И при этом вошел в историю фантастики как мастер великолепных, ироничных, острых, как булавки рассказов! Правда, нелюбовь к литературным экзерсисам, видимо, прорывалась и в тексты, поскольку многие произведения Брауна пародируют популярные штампы современной ему фантастической литературы… Что отнюдь не делает их хуже.

Самый известный рассказ Брауна — это, пожалуй, «Арена», в которой древний обычай решать сражения поединком двух бойцов доведен до логического предела — решаются судьбы не армий и не стран, но двух цивилизаций, столкнувшихся в непримиримом конфликте… Для Брауна — непривычно серьезный, динамичный и даже жесткий рассказ, в котором нет буквально ни одной лишней строчки. Настоящий шедевр, вдохновивший множество подражателей — и в литературе, и на телевидении, и даже в комиксах. Но большинство его рассказов — это все же смешные (а часто - ехидные) короткие жемчужины, некоторые буквально на пол-странички (как, например, великолепный «Эксперимент»). «Оружие», «Кукольный театр», «Планетат — безумная планета» … Рассказы повлиявшие в свое время не только на читателей, но и на авторов. Недаром Брауну посвящали свои произведения и отзывались о нем, как об одном из вдохновителей такие писатели, как Стивен Кинг, Филип Дик и Умберто Эко.

Вы только посмотрите на авторов! Хорхе Луис Борхес, Роберт Блох, Лестер дель Рей!
Вы только посмотрите на авторов! Хорхе Луис Борхес, Роберт Блох, Лестер дель Рей!

Конечно, помимо фантастических рассказов Браун написал и несколько романов, и изрядное количество детективной литературы, но для большинства читателей «старой школы» (таких, как ваш покорный слуга) он остался в памяти прежде всего как подлинный мастер короткого отточенного рассказа, стоящий наравне с Шекли, Эллисоном, Каттнером и Роальдом Далем.

Увы, двойственность жизни профессионального писателя, который ненавидит писать, не могла не сказаться на судьбе Брауна. К концу жизни у писателя начался затяжной творческий кризис, повлекший за собой серьезные проблемы с алкоголем и в 1971 году писатель умер в больнице, оставив лаконичную прощальную записку: «Никаких цветов, никаких похорон, никакой суеты».

-4

Его творческая карьера продолжалась всего полтора десятка лет. Много это или мало? В случае Брауна — вполне достаточно, чтобы оставить яркий след в истории фантастики.