Найти в Дзене
Польша NEWS

Rusków усадьба

Село Rusków расположено на реке Точна, примерно в 8 км от ее устья до Буга. Была основала мазовецкой приходской знатью, которая в 15 веке перебралась из Мазовии в районы реки Буг. До того, как село приняло свое нынешнее название, оно называлось Ruszków, а также Ruskowo. Его первым известным владельцем был Рафал Рачко из Пучиц, поэтому его также называют Пучицким (1445-1517) герба Гоздава, бельский судья, а в 1485-1493 годах – Мельницкий староста. Он женился на дочери Михны Рачкович - Анастасии и имел от нее трех дочерей и четырех сыновей. Rusków унаследовал сын Павел, который был женат на Анне Браницкой. Эти супруги заложили два алтаря в деревянном костеле Успения Пресвятой Богородицы, вероятно, построенным в 1440 году и отремонтированным в 1495 году отцом Павла. Следующим наследником Ruskowa стал сын Павла Рачко, Станислав, женатый на Катажине Любаньской. Он был послом Мельницкой земли.

Rusków принадлежал роду Рачек более двух веков, и его владельцы в то время были послами  Мельницкой земли. Итак, Войцех Рачко был членом выборного парламента в 1632 году (был избран король Владислав IV Ваза), Адам Рачко был также членом выборного парламента, но в 1697 году (был избран Август II), и Анджей Рачко был выбран в парламент 1704 г. (выборы Станислава Лещинского). Адам Рачко, внук Станислава, и сын Яна и Анны Гурских, земельный судья в Мельнике, построили в 1646 году каменную усадьбу в Ruskowie на месте ранее существовавшей деревянной усадьбы. Однако мы не нашли никакой информации о том, как выглядели эти особняки.

-2

Примерно во втором десятилетии 18-го века Анна Рачко вышла замуж за Кароля Шимона Бондзинского, герба Юноша, Нурского бургграфа (депутата старосты в Nurze), преподнеся ему русковские земли.

Новый хозяин решил построить новую резиденцию и на сводчатых подвалах старой усадьбы возвел кирпичное двухэтажное девятиосное здание дворца, покрытое двускатной крышей. Перед трехосевой центральной частью фасада, обращенной на восток, находился пристенный портик, четыре тосканские колонны в полном порядке поддерживали антаблемент и треугольный фронтон, обрамленный модийным карнизом и пронизанный окулусом.

Трехосная центральная часть садового фасада представляла собой авангард, увенчанный треугольным фронтоном, также окруженный модильонным карнизом и пронизанный окулусом. Перед проломом устроили небольшую просторную террасу, окруженную чугунной балюстрадой. Трехосные боковые фасады разделены тосканскими пилястрами и обрамлены тосканскими полуколоннами по углам.

У Кароля Шимона и Анны Бондзыньски был только один сын, Михал Вацлав Бенедикт, городской писатель из Мельниц, и он унаследовал их имущество. Он женился на Розалии Каминской и имел от нее двоих сыновей и дочь. Наследником в Ruskowie был его старший сын Ян Шимон Бондзинский, который в 1820 году женился на Елене Орловской, которая родила ему трех сыновей и двух дочерей. По традиции хозяином Ruskowа снова стал старший сын. Это был Людвик Антони (1822-?), Женатый с 1859 года на Марии Агнешке Шамоте (1836-?) из герба Правджич.

Людвик Антони Бондзыньски, возможно, ожидая большего количества детей, решил увеличить свою усадьбу и добавил трехосную, двухэтажную пристройку, покрытую трехскатной плоской крышей к вершине южного дворца. Не дождался он ни детей, и ни одного наследника мужского пола. Среди его трех дочерей вторая по очереди, Мария, родившаяся в 1860 году, стала наследницей, поскольку она получила русинское поместье в качестве приданого, выйдя замуж за Игнация Гумницкого (1861-?) с герба Гоздава в 1887 году.

-3

У Игнация и Марии Гумницки было трое сыновей. Самый молодой из них, Стефан (1893-1965), был женат на принцессе Софии Марии Альбертине Любомирской (1893-1981), герба Дружина, унаследовал русинское поместье от своих родителей и был его последним частным владельцем. В 1938-40 годах он произвел некоторые ремонтные работы во дворце (ремонт крыши, перестановка окон на обоих этажах, лепные украшения на стенах зала), но вскоре ему пришлось распрощаться с семейным имуществом.

Давняя оранжерея
Давняя оранжерея

Дворец пережил Вторую мировую войну в хорошем состоянии, но когда в 1944 году российская армия приняла его в качестве полевого госпиталя, он был разрушен, и в парке было вырублено много старых деревьев. В 1945 году земля, принадлежащая имуществу, была разделена, дворец перешел в собственность городской администрации, а дворцовый парк использовался жителями села как пастбище. После адаптивного ремонта в 1952 году в здание дворца переехала начальная школа, и в ней до сих пор живут люди. Часть комнат используется детским садом самоуправления и частным медицинским центром «Эскулап». В бывшей конюшне устроили деревенскую гостиную, а две хозяйственные постройки, расположенные за пределами парково-дворцового комплекса, предназначались для проживания местных фермеров.