Найти в Дзене

Бабья доля и эталон пропаганды (Приближаются выборы – 3)

Оглавление

Ну а что мы привязались к бедной женщине? Она рано осиротела, училась понемногу. Говорят, умела читать, музицировать и разбиралась в камнях (ага, значит в минералогии!) Могла бы на свои немалые деньги вести светский образ жизни на альпийских курортах зимой и в Ницце летом, но злая судьба зашвырнула её в далёкую северную страну, к нелюбимому мужу. А потом и вовсе оставила одну с маленьким сыном и тремя дочерьми. И как простите бедной вдове было поднимать всю эту ораву? Кормить, обстирывать, собирать в школу… Но разве она пала духом? Нет, и великий Рубенс убеждает нас в этом

Питер Пауль Рубенс. Счастье регентства (ныне – галерея Медичи, Лувр)
Питер Пауль Рубенс. Счастье регентства (ныне – галерея Медичи, Лувр)

Мужик с косой (слева) лапающий уже знакомый нам персонаж женского пола за грудь – Сатурн. Сие действо означало наступление золотого века Франции (видите, как легко и изящно можно преподнести любую политическую идею). Жалкое трио в нижнем углу – не-патриоты – невежество, злословие и зависть (или кто помнит старые времена – Голос Америки, ББС и Немецкая волна)

На самом деле, никаким счастьем конечно и не пахло. Францию раздирали на части всевозможные интриги, несколько партий боролись за влияние при дворе, при этом, все вместе дружно ненавидели фаворита королевы-матери – Кончини. Подраставший наследник уже точно знал, кого будут резать первым в день его совершеннолетия и приглядывал место для будущей ссылки матери. Такое вот «счастье».

Питер Пауль Рубенс. Совершеннолетие Людовика XIII (ныне – галерея Медичи, Лувр)
Питер Пауль Рубенс. Совершеннолетие Людовика XIII (ныне – галерея Медичи, Лувр)

Рубенс хоть и был фламандцем, но работал во Франции и для французов. О чём чаще всего думают и говорят французы? Правильно, о женщинах. Обратите внимание. Это у нас Стенька Разин с ватагой и одна несчастная княжна, а здесь один Людовик и 8 (восемь) женщин: королева-мать, Франция (с мечом, напоминающим штопор). На вёсла посадили – Силу, Веру, Справедливость и Согласие (и нисколько не стыдно, женщин заставлять грести). Меня особенно впечатляет «Справедливость» - мощная дама в зелёной накидке. Она подобна множеству обитательниц всевозможных департаментов и учреждений. Скала! Утёс! Чуть выше этих четырёх на палубе суетится Удача. Я долго не мог понять, чем она занимается. Оказывается – демонстрирует свою ненужность. При наличии такого экипажа, она просто бесполезна. Что и демонстрирует Умеренность (в красной накидке), спуская бесполезные паруса. Зачем? При такой идиллии между сыном и королевой-матерью «бог» просто обязан обеспечить судно попутным ветром, даже без парусов. Кстати, заметили, что Сила выполняет ещё и модную экологическую миссию – отгоняя веслом дельфина, чтобы тот не пострадал.

Людовик три года разбирался что к чему в государственном механизме, а потом взялся за дело – Кончини убит, мать отправлена в ссылку (1617). Недолго длилась идиллия. Впрочем, ссылка тоже продлилась всего 2 года. Её окончание Рубенс тоже преподносит как героическое свершение Марии Медичи. В какой-то момент королеве надоело сидеть в Блуа, куда её послали и она села в карету и переехала в Ангулем, где и прошёл первый раунд переговоров о возможном возвращении в Париж.

Питер Пауль Рубенс. Бегство из замка Блуа (ныне – галерея Медичи, Лувр)
Питер Пауль Рубенс. Бегство из замка Блуа (ныне – галерея Медичи, Лувр)

Воцаряется полная идиллия

Питер Пауль Рубенс. Примирение с сыном (ныне – галерея Медичи, Лувр)
Питер Пауль Рубенс. Примирение с сыном (ныне – галерея Медичи, Лувр)

Сияющий король приобнимает свою мать и возносит её наверх, в кущи для небожителей. Персонаж, которого кто-то принимает за Архангела Михаила (а ведь похож), кто-то за правосудие, кто-то за персонификацию Храбрости мечет молнии во всяческие силы зла, ссорившие королеву и короля.

Как раз в этот счастливый промежуток, между первой и второй ссылкой, Рубенс и успел исполнить этот эпический цикл.

Последняя, двадцать четвёртая по счёту работа

Питер Пауль Рубенс. Триумф Истины (ныне – галерея Медичи, Лувр)
Питер Пауль Рубенс. Триумф Истины (ныне – галерея Медичи, Лувр)

Не совсем одетая гражданка, которую без всякого почтения волокут куда-то и есть Истина. Она должна окончательно засвидетельствовать что между матерью и сыном полная гармония.

Увы, и этот период идиллии продлился недолго. Стремясь укрепить своё положение при дворе, королева стала продвигать своего бывшего советника Армана Жана дю Плесси всё дальше и дальше, пока в 1624 году картина не стала нам привычной – кардинал Ришелье – первый министр Франции. Однако, вместо того, чтобы быть послушной пешкой в руках королевы, выдающийся политик в 1630 году сам организовал её второе и на этот раз уже окончательное удаление от двора. Хорошо, что 24 холста Рубенса не уничтожили и не записали, как это возможно сделали бы в ХХ веке.

Итак, из банальной и заурядной жизни, не слишком богатой на события, художник создал эпический цикл, достойный как минимум Александра Македонского, а то и кого повеличественней. Вы думаете, я написал это для того, чтобы обвинить великого маэстро в лицемерии? Нисколько! Напротив, я в восхищении! Раздуть тааакого великолепного по исполнению и замыслу «слона» из простенькой мухи мог только абсолютный гений.

Ну а когда будете читать биографии кандидатов, знакомиться с их героическим прошлым, славными свершениями и обещаниями процветания, вспоминайте Марию Медичи, Люксембургский дворец и конечно великого Питера Пауля Рубенса. И сопоставляйте действительность с эталоном пропаганды.

Цикл завершён, но я надеюсь, что подписавшись на этот канал, вы найдёте ещё много интересного как в прошлом, так и в будущем.

Часть 1 - Приближаются выборы. Как сделать из биографии кандидата конфетку? Учитесь у Рубенса!

Часть 2 - Приближаются выборы 2. Делаем величайшее из ничтожного вместе с Рубенсом

Это была «длинная история», а того, кому интересны краткие, на лету, зарисовки об искусстве, приглашаю на свой телеграмм-канал – Живописная мозаика от Владимира Меркулова - https://t.me/art_merkulov