Второй вариант распределения расходов на продажу товаров рекомендуется использовать также при неравномерном уровне производства товарной продукции в течение года (продукция растениеводства, рыбного промысла и т. п.).
Использование второго варианта распределения расходов на продажу позволяет более точно исчислять себестоимость проданных и непроданных товаров и может оказать существенное влияние на показатели прибыли, балансовой стоимости имущества и ряд других показателей.
4.4.3. Методы аналитического учета товаров
Аналитический учет товаров ведется в натурально-стоимостном выражении, т. е. по наименованиям товаров с их отличительными признаками (марка, артикул, сорт и т. п.) по количеству и фактической себестоимости.
В соответствии с п. 240 Методических указаний по учету МПЗ при ведении натурально-стоимостного учета могут применяться два разных метода учета товаров:
• сортовой;
• партионный.
При использовании сортового метода товары учитываются на карточках сортового учета, отражающих наличие и движение товаров. Сущность сортового метода учета товаров изложена в п. 136–140 Методических указаний по учету МПЗ.
При использовании партионного метода учет товаров ведется не только по сортам, но и по каждой партии товаров, под которой понимают товары, поступившие одновременно по одному документу, либо по нескольким документам. Партионный метод учета должен применяться одновременно в бухгалтерской службе и на складе.
При партионном методе учета аналитический учет товаров ведется на специальных карточках (партионных картах), которые регистрируются с присвоением номера каждой партии товаров. Каждая партия товаров размещается на складе отдельно от других товаров; в первичных расходных документах указывается номер партионной карты; оборотные ведомости по товарам партии составляются отдельно от других товаров; после выбытия соответствующей партии производится инвентаризация по данной партии товаров.
Партионный метод учета товаров является более трудоемким по сравнению с сортовым методом. Вместе с тем его использование позволяет более эффективно управлять запасами товаров.
4.4.4. Порядок формирования покупной стоимости товаров в организации торговли
В соответствии с п. 13 ПБУ 5/01 организации, осуществляющие торговую деятельность, затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, могут включать в:
а) стоимость приобретенных товаров;
б) расходы на продажу.
При оценке последствий принимаемых решений по данному элементу учетной политики необходимо иметь в виду, что при использовании варианта «а» себестоимость закупленных товаров оказывается выше, чем при использовании варианта «б». При частичной продаже товаров остатки непроданных товаров отражаются по соответствующим статьям баланса в завышенной оценке, поскольку расходы по продаже товаров полностью или частично ежемесячно списываются на счет 90 «Продажи» независимо от факта продажи товаров.
Увеличение стоимости непроданных товаров завышает показатели стоимости оборотных активов и всего имущества организации на конец месяца и оказывает влияние на все показатели, исчисляемые на их основе.
Кроме того, нужно учитывать, что в налоговом учете транспортные расходы включаются в стоимость товаров, если это предусмотрено условиями договора с поставщиком. В других случаях транспортные расходы нужно отражать в составе прочих расходов.
Для одновременного выполнения требований бухгалтерского и налогового учета транспортные расходы целесообразно учитывать на счетах:
• 41 «Товары» – если они включены в цену товара по условиям договора;
• 44 «Расходы на продажу» – в остальных случаях.
4.4.5. Способы оценки товаров организациями розничной торговли
Организации розничной торговли могут оценивать товары:
а) по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок);
б) по стоимости приобретения.
Если приобретенные товары оцениваются по продажным ценам, их поступление отражается по дебету счета 41 «Товары» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Одновременно на разницу между стоимостью приобретения и стоимостью продажи товаров дебетуется счет 41 и кредитуется счет 42 «Торговая наценка». Транспортные и другие расходы по заготовке и доставке товаров отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» с кредита счета 60.
4.4.6. Способы оценки продаваемых товаров
При продаже товаров (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) они могут оцениваться по себестоимости единицы запасов, средней себестоимости, методом ФИФО (по аналогии с материалами).
Последствия применения указанных способов оценки продаваемых товаров рассмотрены в § 4.2.2.
4.4.7. Варианты синтетического учета поступления товаров
Синтетический учет поступления товаров может осуществляться с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» или без использования данного счета в порядке, аналогичном порядку учета операций с материалами.
4.4.8. Порядок формирования резервов под снижение стоимости товаров
Резервы под снижение стоимости товаров формируются так же, как и по материалам.
4.4.9. Порядок учета дисконтных карт
Дисконтные карты гарантируют скидки на продаваемые товары. Порядок их учета зависит от решения о платности дисконтных карт, передаваемых покупателю.
Если дисконтные карты передаются покупателю бесплатно, то затраты на их изготовление сначала учитываются на счете 10 «Материалы», а затем с этого счета списываются на счет учета расходов на продажи (счет 44).
Если дисконтные карты продаются покупателям, то они сначала учитываются на счете 41 «Товары», а затем списываются с этого счета в дебет счета 90 «Продажи». При этом составляются следующие бухгалтерские записи:
1) Дебет счета 41 – Кредит счета 76 – на стоимость изготовления дисконтных карт;
2) Дебет счета 19 – Кредит счета 76 – на сумму НДС по изготовленным картам;
3) Дебет счета 68 – Кредит счета 19 – на суму НДС, принятую к вычету;
4) Дебет счета 90 – Кредит счета 41 – на стоимость изготовления проданных карт;
5) Дебет счетов 50, 51 – Кредит счета 90 – на сумму выручки от продажи карт;
6) Дебет счета 90 – Кредит счета 68 – на сумму НДС по проданным картам.
4.5. Раскрытие информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности
Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам) исходя из способа использования в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) либо для управленческих нужд организации.
На конец отчетного года запасы отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости, определяемой исходя из используемых способов оценки запасов.
Материально-производственные запасы, морально устаревшие полностью или частично потерявшие свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные под залог покупателю, учитываются в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
В бухгалтерской отчетности по материально-производственным запасам подлежит раскрытию как минимум следующая информация:
• способы оценки запасов по их группам (видам);
• последствия изменений способов оценки запасов;
• стоимость запасов, переданных под залог;
• величина и движение резервов под снижение стоимости материальных ценностей.