Не секрет, что Россия самая большая страна в мире. На рубеже XVIII-XIX веков она была даже больших размеров. Плотность населения страны была не велика, найти «стол и дом» можно было далеко не везде. В условиях, когда для передвижения по суше существовал только гужевой транспорт, скорости перемещения были не велики. Для быстрых путешествий, например для передачи срочных сообщений, лошадей требовалось менять хотя бы через 20 вёрст, да и самому наезднику требовался отдых и еда. Чтобы решить эту проблему, на Руси ещё с XIII века появляются так называемые Ямы – специальные почтовые станции. Но время шло, и запросы росли…. В конце XVIII начале XIX века стало возрастать количество контактов между Россией и Европой. Во многом этому поспособствовали наполеоновские войны, при которых перемещались не только огромные массы простого народа, но и правящий класс, стремящийся к комфорту. Конечно, для пользы государства следовало бы обустроить все почтовые станции по России, но как это часто бывает, ресурсов страны на все не хватает. Одним из первых, почтовыми станциями, решили оснастить Нарвский тракт, тот самый по которому осуществлялось наибольшее количество сухопутных заграничных путешествий из Петербурга и обратно. Понятно, что в самой столице проблем с местом для остановки не было. Была инфраструктура и в городе Ямбург (современный Кингисепп) основанном ещё в XIV веке. На протяжении остального пути, на каждые 20-30 км, было решено строить новые станции по типовому проекту в классическом стиле, который был разработан швейцарским архитектором Луиджи Руска.
Станция представляла собой комплекс, состоящий из станционного дома украшенного пятью арочными проемами выходившего фасадом на тракт, внутри размещались комнаты для станционного смотрителя, ямщиков и размещения путников. Между станционным домом и обращёнными торцом к дороге симметричными флигелями располагались ворота. В выше упомянутых боковых пристройках размещались лошади и разного рода повозки. Всего в 1806-1808 годах на нарвском тракте было построено 5 станций, последняя была возведена в самой Нарве с увеличенной конюшней на 45 лошадей, что на десять больше, чем в остальных. Посмотрим на 4 из них, расположенных в России и сохранившихся до наших дней. В дальнейшем тексте я называю станции по деревням, в которых они расположены.
1. Кипень. Ближайшая к Санкт-Петербургу. В данный момент находится на реставрации, поэтому привожу фотографии, которым пару лет. Станция расположена на пересечении Нарвского и Ропшинского шоссе. Последнее время стояла заброшенной.
2. Каськово - это следующая станция по пути следования из Петербурга. Из всех четырёх она находится в наихудшем состоянии: крыша и пол станционного дома провалились в нескольких местах, явно присутствует угроза дальнейшего обрушения. Боковые флигели разрушены ещё сильнее, лишь в некоторых местах ещё стоят остатки стен.
3. Чирковицы - третья станция, с 1954 её использует местный совхоз, а ныне ЗАО. Весь комплекс в прекрасном состоянии, при входе висят таблички одна из которых поясняет, что здание является памятником архитектуры.
4. Ополье – последняя станция перед Кингисеппом. Ей так же повезло, как и предыдущей. В её стенах разместилась местная администрация, поэтому здание находится в неплохом состоянии.
С появлением сети железных дорог, а затем и автотранспорта, почтовые станции начали выходить из употребления по прямому назначению, но редкие для провинции, даже на начало XX века, каменные здания находили и находят до сих пор другое применение. В прошлом году в СМИ была информация о том, что названные мной почтовые станции будут реставрировать. Хотелось бы верить, что и наши потомки смогут увидеть эти шедевры классицизма начала XIX века.
Если понравилась стать, подписывайтесь на канал, ставьте лайки.