Давайте-ка я ещё одну статейку тисну с описанием нашей работы. Не всё ж по конкретным-то темам писать, надо когда-то и более общие вещи объяснять.
Тайна проблемного ("неадекватного") поведения зверей проста на удивление! За счет этого поведения зверь решает те или иные свои #проблемы . Созданные, по большей части, человеком. Беда лишь в том, что человеку это поведение не нравится. Оно неадекватно пожеланиям человека и его пониманию. Однако оно всегда адекватно собственному состоянию зверя. Состоянию – во всех смыслах, от уровня возбуждения нервной системы и до представлений о том, как легче выжить в отведенном ему участке Вселенной. А поскольку состояние зверя вовсе не случайно, оно определяется суровыми #законами природы , то поведение зверя всегда адекватно требованиям самой природы.
И что же можно этому противопоставить, чтобы привести поведение зверя в соответствие с желаниями человека?
Стандартный путь: давайте заинтересуем зверя чем-то привлекательным – лакомством, игрушкой, прочими радостями жизни. А если для него на кону стоят намного более важные вещи? Ведь #проблемное поведение практически всегда связано с природными потребностями, продиктованными Выживанием. И какова же должна быть та вкусняшка, которая могла бы превозмочь угрозу здоровью и жизни? Даже если вред наступит не сию секунду, а в перспективе, зверь будет отстаивать свое благополучие до последнего.
Упования на #условные рефлексы , как ни старайся их вырабатывать, оказываются зряшными. Во-первых, потому, что применимость и полезность рефлекса все для того же выживания совсем не бесспорна – она зависит от ситуации. А во-вторых, это не более, чем попытка создать у зверя новую привычку взамен той, которую изобрел он сам. Но поединок привычек проигран еще до его начала! Ведь "старое" поведение потому и запомнилось, потому и повторяется, что оно приводит к успеху. Что ж от добра добра искать? И нет никаких гарантий, что поведение, придуманное человеком, будет столь же успешным, как изобретенное самим зверем. Кому, как не ему, знать в точности, какого именно результата он добивался? Одно можно сказать наверняка: именно вкусняшки зверь добивается лишь в небольшом числе случаев.
Словом, так называемые "поведенческие (бихевиоральные) методы" – это не более, чем лотерея, рассчитанная на то, чтобы подкрепление наугад совпало с тем результатом, к которому стремится сам зверь. Это почти все равно, что пинать колеса и протирать стекла у намертво остановившегося автомобиля.
Остается единственно возможный вариант: точно выяснить, почему автомобиль не едет. Двигатель ли заглох, искра ли в землю ушла или же колеса вмертвую схвачены тормозами. Тогда и починить можно с твердым расчетом на успех, да еще и быстро, не перепробовав множества вариантов.
Да полно! Автомобиль – это просто и понятно, а кто разберет, что там творится у зверя внутри? Невозможно!!!
А вот и возможно! Ведь #психическая деятельность животных смоделирована не хуже, чем движение космических тел, так что нужное поведение можно рассчитать и спроектировать так же, как полет на Марс. Только формулы будут не вычислительные, а смысловые – относящиеся к прикладной математике (математическая логика, теория предикатов, теория вероятностей и т.п.). А в основе лежит теория информации и теория принятия решений.
И именно #адаптивная зоопсихология , основанная на синтезе научных представлений, позволяет ответить на важнейшие вопросы:
- к каким условиям приспосабливается зверь за счет неправильного поведения;
- правильно ли протекает сам процесс приспособления или же он нарушен;
- какие особенности нервной деятельности усугубляют проблему.
Поняв это, мы сможем изменить любую из аномальных составляющих, а значит – сделать поведение таким, каким оно должно быть. Для этого существуют практические методики, воплощающие новую научную теорию. Они объединены в концепцию адаптивной #коррекции поведения .
Да, для того, чтобы практически ими пользоваться, нужно многое знать и уметь. В квалификацию специалиста по адаптивной коррекции входят:
- Знание структуры процесса принятия решения и используемой информации
- Комплексное представление о системе факторов, обуславливающих принятие решения
- Знание свойств и особенностей функционирования нервной системы и структуры нервных путей
- Правильный расчет суточных нагрузок на нервную систему
- Умение определять (и формировать) актуальные потребности (мотивации)
- Знание психотипов пород и их учет при определении программы коррекции
- Знание законов развития психики (чувствительные и критические периоды) и умение создать условия для оптимального развития
- Понимание функциональной структуры стаи (7 основных рангов) и умение проецировать его на межвидовые сообщества
- Понимание условий и процесса социализации кошки и умение ими управлять
- Умение диагностировать индивидуальные источники стресса
- Знание допустимых форм поведения и использование их для создания компромисса между зверем и человеком
- Знание неконфликтных форм принуждения ("Исправление ошибок", "Решай проблему сам", "Сам себе мешаешь" и т.п.)
Не боги горшки обжигают! Эти премудрости нетрудно освоить в нашем учебном курсе.
Есть, однако, и то, что невозможно рассказать словами и что осваивается лишь опытом:
- Умение быстро создать и удержать уравновешенное состояние нервной системы животного;
- Умение определить пределы #эустресса и рассчитать нагрузки на #нервную систему ;
- Умение быстро и эффективно вывести животное из состояния перегрузки и #стресса ;
- Умение согласовать действия человека и зверя.
А что, если вы обратились к специалисту, не владеющему этими знаниями и навыками? Что ж, на нет и суда нет!
При отсутствии нужных знаний (первый список) работа вновь превращается в лотерею. Гарантировать успех коррекции невозможно.
При недостаточном уровне личной квалификации (второй список) успех будет достигнут, но работа может затянуться долее средне-стандартных 10-15 занятий.