Со словами – американский танк, у многих из нас возникает ровно две ассоциации. Это М-1 «Абрамс», куда же без него и М4 «Шерман», известный многим по фильмам о Второй мировой. В картине «Ярость» с Бредом Питом его можно увидеть. В отличие от них, М3, по прозвищу «Стюарт» такой известности не получил, хоть он и был самым массовым лёгким танком в американский истории. Речь идет именно о «Стюарте», потому что под этим индексом были и другие машины, тот же «Ли».
Одна из «Стюартов», сохранившихся в очень хорошем виде, попался недавно мне на глаза на одном из аукционов. Конечно же, было интересно посмотреть, что там внутри этой клёпаной коробки и разумеется, заглянуть в моторный отсек, где находится авиамотор.
М3 «Стюарт» относился к классу легких танков (вес 12700 кг), появился в 1938 году и по-хорошему, уже на момент начала выпуска был морально устаревшим. Считается, что основой ему послужил английский «Виккерс», хотя отличий там больше, чем сходств.
Конструктивно устаревшим был прежде всего корпус. Бронелисты соединенные заклёпками, расположенные под прямым углом, уже не соответствовали требованиям времени. Известны случаи поражения экипажей обломками заклёпок при попадании крупнокалиберных пуль по корпусу, в то время как пробития самой брони не было.
В процессе производства корпус постоянно модернизировался, и с 1942 он стал сварным. Здесь машина 1941 года, так называемый «тип 4», с командирской башенкой и бензиновым мотором. Что ж, залезем вовнутрь и посмотрим, как там всё устроено.
Экипаж 4 человека, места внутри не то что мало, его нет совсем. Немалый объем спереди занимает корпус трансмиссии. Слева от него сидит мехвод, справа стрелок и у них условия еще ничего.
Хуже приходилось командиру, он же был наводчиком, и заряжающему. Оба сидели в «башенной корзине», и как там они помещались, для меня большая загадка.
Вид с командирской башенки. Корзина снята, но и так видна ограниченность пространства. Привод поворота башни ручной, электрический появился на более поздних версиях.
Зимой обитаемый отсек едва отапливался масляным радиатором, от мотора, разумеется если тот работал.
Приборов немного, среди них есть счетчик моточасов, указатели тока и напряжения, давления масла, тахометр и вот этот непонятный мне индикатор.
Спидометр большого диаметра, выведен посредине для лучшей видимости командиру. Сохранилась радиостанция и штатная система пожаротушения моторного отсека, в который напоследок мы и заглянем.
В корме установлен радиальный 7-цилиндровый двигатель Continental W-670, мощностью 250 л.с. Мотор требователен к качеству бензина, октановым числом не ниже 85, да и масло абы-какое туда заливать не стоило. В полевых условиях, где со снабжением были проблемы, это становилось существенным недостатком.
Впрочем, выбор авиамотора в качестве силовой установки легко объясним - в столь тесном отсеке другие агрегаты просто не помещались. На более поздних версиях отсек расширили, для установки автомобильных V8.
Коробка передач пятиступенчатая, находится спереди, вместе с редуктором главной передачи и бортовыми фрикционами. Из вооружения была 37-миллиметровая пушка М6, она на месте, только заглушена и пулемет M1919A4, здесь демонтирован.
Хороший сохран, даже с родным брезентом на сиденьях, объясняется просто – танк всю свою жизнь провел максимально далеко от разных фронтов. Он отправился в Австралию в качестве учебно-тренировочной машины, и спустя всего несколько лет вообще встал на долгое хранение, с которого недавно был выкуплен, вернулся назад в США, где и ушел с молотка за $176 тыс.
Еще по теме – Гризли, он же Шерман и алюминиевый британский Alvis Sabre
Я на Драйв 2
Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.