Голос - это достаточно гибкий, и в то же время капризный аппарат. Как мы знаем, у каждого типа голоса есть свой диапазон. Есть общие моменты,но у каждого конкретного голос он индивидуален. Это не кларнеты или саксофоны определенных моделей, которые устроены одинаково. И всё же есть некоторые общие правила - вещи, которых делать не стоит при написании песен.
У мужчин есть два регистра - основной (грудной) и верхний (головной). А у женщин три регистра: нижний, средний, и верхний. Средний регистр у женщин самый удобный для пения. Но когда они не задействуют верхушки и низы песня получается бедненькой и вокалисту петь скучно. В т же время, когда на низах или верхах крайних всё время сидишь, это очень тяжело. То, что вокалист берёт определенную ноту - не значит, что он должен на ней всё время сидеть. Потому что степень мышечного напряжения в каждом регистре разная. При неудобно написанной мелодии голос может потерять свои лучшие качества, и напряжение сказывается на исполнении.
Есть ещё одно очень коварная штука, которая называется "переходные ноты". Это маленький участок диапазона между регистрами. Как говорилось выше, у мужчин два регистра, у женщин три. Как это происходит физиологически? Наши голосовые связки защищены щитовидным хрящом, который у мужчин называется кадык. А все вместе - это гортань. Она подвижная. В нижнем регистре она располагается ниже, в среднем чуть-чуть повыше, в верхнем ещё чуть-чуть повыше (на доли миллиметров). Но смена ее положения сказывается на изменении тембра. Задача классической вокальной школы - эти переходы между регистрами выровнять. Чтобы голос не делился на три участка, а звучал как один. Для этого долго и кропотливо выстраиваются переходные ноты. Где гортань по природе должна тянутся вверх, она немножко удерживается внизу. Наоборот там где она должна скакнуть вниз, удерживаются выше. За счёт этого переход сглаживается. Специально про гортань педагог, естественно, не говорит, а нарабатывает другие ощущения-ассоциации. Однако для вокалиста это работа мозга, нервной система и мышц. А некоторые композиторы пишут песни, которые находится на одних переходных нотах. Дескать, певец, берёт эти ноты, они даже не крайние. Вот именно когда эта переходная тесситура эксплуатируется в полную силу, для вокалиста это полный вынос мозга. Гортань вынуждена постоянно "перестраиваться". В этот момент голос от излишнего напряжения как минимум быстро устает, как максимум может показать не самые лучшие качества. Это, конечно, не значит что "переходники" вообще не должны звучать- должны ещё и как. Но на них не должна приходиться основная нагрузка. Под такой основной нагрузкой и подразумевается понятие "тесситура". А "диапазон" - это участок от самой верхней ноты до самой нижней. Понятие "диапазон" применяется как к произведению, так и к вокалисту. Удобная тесситура для вокалиста - середина у женщин, грудной регистр у мужчин. Грубо говоря, пусть это будет 60-75% нотного материала. А верхние и нижние ноты берутся для красоты и выразительности (пика эмоций), чтобы было куда развивать песню. По отношению к предполагаемой песне "диапазон" - это участок от самой верхней ноты до самой нижней. А "тесситура" - это вот эти 60-75%, куда приходится основная нагрузка произведения. Бывают музыканты, которые считают, что диапазон и тесситура это одно и то же. А вышеприведенные доводы считают слишком заумными, и не вникают в них.
С понятиями мы разобрались, теперь надо определиться с величинами. Ниже я приведу таблицу диапазонов певцов, и их переходные ноты.
Диапазоны:
Колоратурное сопрано
до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3)
Лирическое сопрано
до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 — соль2 (ля2)
Драматическое сопрано
до1 — до3, изредка встречаются более высокие (соль3) и низкие (ля малой октавы) звуки; наиболее употр. ре1 — соль2 (ля2)
Меццо-сопрано
ля мал. окт. — ля2 (выше редко)
Контральто
от фа мал. окт. (ниже — редко и преимущ. в нар. хорах) до фа2
Лирический тенор
до мал. окт. — до2
Драматический тенор
до мал. окт. — до2
Тенор-альтино
тенор с развитым верхним регистром — выше до2
Баритон
ля-бемоль (соль) больш. окт. — ля-бемоль 1-й окт.
Бас
фа больш. окт. — фа 1-й окт.
Бас-профундо
поют октавой ниже басов (в редчайших случаях спускаясь до фа контр-октавы)
Переходная тесситура:
Напоминаю: у женщин по два участка так как три регистра.
Сопрано ми фа 1 и 2 октав
Меццо сопрано до и ре , 1 и 2октав.
Напоминаю: у мужчин два регистра, соответственно, один переход. Показатели беру средние, у всех певцов и певиц есть индивидуальные особенности.
Басы: до и ре первой октавы
Баритоны: ре-ми первой октавы
Тенора: фа-соль первой октавы.
Если уже определились с исполнителем, послушайте несколько его песен, чтобы понять характер голоса, и его сильные стороны. Если не уверены в каком-то эпизоде песни, свяжитесь с исполнителем, и проконсультируйтесь. Согласованная работа дает хорошие результаты. Удачи!