Найти тему
StP: звук и тишина

Зачем мы слушаем музыку на повторе

Каждый человек знаком с таким феноменом: ставишь песню на повтор, слушаешь её снова и снова, и она не надоедает. Наоборот, нравится всё сильнее. Ученые задались вопросом: почему так происходит?

На самом деле, ответ был найден еще в 1960-х гг., когда Роберт Зайонц открыл «эффект знакомства с объектом». Он выяснил, что мелодия, изображение или предмет нравятся людям сильнее при втором или третьем прослушивании или просмотре. Мозгу проще воспринимать знакомые объекты. Он активизируется, даже если человек не любит эту мелодию.

Дальнейшие исследования показали, что повторяемость – одна из главных черт музыки, причем универсальная. Она присутствует в композициях, написанных разными народами и в разное время. Каждая песня строится на повторе музыкальных фрагментов и припевов.

Эта черта настолько важна, что может превратить в музыку даже то, что ею не является. В 1995 г. психолог Дианы Дойч из Калифорнийского университета провела эксперимент. Она превратила обычную фразу в трек: сначала она произносилась целиком, потом несколько слов из нее зацикливались и повторялись, а заканчивалось всё той же фразой. У слушателей возникло ощущение, что в «зацикленном» фрагменте говоривший внезапно запел. Это явление получило название «иллюзия преобразования речи в песню».

«Музыкализация» заставляет людей забыть о смысле произносимых слов и сосредоточиться на их звучании: ритме и частоте. Убедиться в этом легко: если долго повторять одно и то же слово, его смысл словно стирается. Мозг переключается с содержания на форму.

Но что если в музыке не будет повторяемости? Останется ли она музыкой или превратится в набор звуков? Музыкальный психолог Элизабет Маргулис выяснила это с помощью композиций Лучано Берио и Эллиотта Картера, которые сознательно отказались от повторяемости. Добровольцам дали послушать оригинальные записи и измененные, с добавленными повторами. Хотя переделанные композиции звучали несколько неестественно, людям они понравились сильнее. Более того, по мнению некоторых, оригинал сочинил компьютер, а «переделку» – живой человек.

Интересно, что в других областях повторяемость не так значима. Её пытались применять к другим объектам, например, к мигающим огням. Но указанные особенности обработки информации было выявить сложнее, если она не была звуковой. Так что музыку можно назвать поистине уникальным видом искусства.