Мировые финансовые кризисы повторяются через определенные промежутки времени. Изучив прошедшие спады в экономике, есть шанс предугадать будущие. Такие промежутки времени называются циклами. Каждый цикл состоит из 4 фаз - оживление, подъем, спад и депрессия.
● Оживление. На первой фазе происходит внедрение изобретений и открытий, сделанных на предыдущем этапе. Для нее характерны высокий уровень инфляции и процентных ставок.
● Подъем. Во время второй фазы наблюдается максимальный подъем, высокий уровень либерализма в экономике. Исторически она оказывалась сопряжена с мировыми войнами и катаклизмами. С точки зрения технологий вторая фаза характеризуется большим количество усовершенствований, а не крупных открытий.
● Спад. На начальном этапе третьей фазы все еще может продолжаться некоторый рост за счет сокращения издержек. Однако вскоре происходит разворот тенденции. Экономика оказывается перегретой, а рынок – насыщенным. Обостряется конкуренция, из-за чего возникают многочисленные административные барьеры, в том числе таможенные. Снижаются процентные ставки, а инфляция может стать даже отрицательной, то есть падают цены.
● Депрессия. Во время четвертой фазы наблюдается существенное замедление или даже полная остановка роста ВВП. Процентные ставки низкие, но и спрос на кредиты минимален. Инфляция также находится на самом низком уровне, но невелик и спрос на товары/услуги. Это худшая фаза экономического цикла. Однако именно в этот период делаются самые важные научные и технологические открытия, которые становятся стимулом для движения вперед и начала нового цикла.
По мимо краткосрочных и среднесрочных циклов, существуют и более продолжительные, длинною 60-100 лет. На таких временных ременных отрезках выделяют самые масштабшые, на мировом уровне, кризисы. Последним супер-кризисом была Великая депрессия в США, которая началась с краха фондовой биржи в 1929 году
Продолжительность циклов может увеличиваться и уменьшаться, в зависимости от конкретных обстоятельств в данном времени. Судя по сложившейся ситуации, сейчас акции должны упасть в цене, а золото – подорожать, так как фаза спада подходит к концу или уже пройдена. Далее мы рассмотрим основные причины наступления «экономической зимы».
Динамика мировой экономики
Международный валютный фонд заявил о рекордном замедлении роста мировой экономики. По итогам 2020 года мировая торговля прекратила свой рост, потеряв 3% от мирового ВВП. Если говорить в цифрах, то ожидали прироста мирового ВВП в размере 97 триллионов долларов, а получили всего 84,5 триллионов долларов. Однако, здесь важен даже не его размер, а рост и скорость.
Проблема нашей цивилизации заключается в том, что последние 300 лет бурное развитие она получает благодаря кредитованию инвесторами роста экономики путем покупки акций и облигаций компаний, из которых и состоит экономика. Эта система позволяет ей расти. Обратной стороной медали является рост инфляция и кризисы. В какой-то момент товары и услуги настолько заполняют рынок, что наступает переизбыток, падает спрос, инвесторы начинают терять свои деньги, вследствие чего продают ценные бумаги и забирают свои деньги. Почему инвесторы забирают деньги? Они боятся их потерять.
Кредитные деньги для экономики – это как стероиды для атлета. Спортсмены используют их чтобы ускорить свой физический прогресс. Но чем дольше они их используют, тем больше становится побочных эффектов: проблемы с кожей, печенью, сердцем и так далее. В какой-то момент приходится отказаться от них, чтобы восстановить свое здоровье. Когда у спортсмена забирают стимуляторы, он испытывает синдром отмены.
То же самое касается экономики. Так, прогрессу нужны деньги для развития, но за последние годы он получал их в достаточном количестве, чтобы заработать синдром отмены. И сейчас мы наблюдаем начало этой отмены: скорость роста мировой экономики замедлилась до 10-летних минимумов, мы плавно входим в кризис.
Еще один удар – падение цен на нефть. Оно было вызвано недостатком спроса и переизбытком предложения. Например, в июне 2020 года коммерческие запасы нефти в США достигли рекордного уровня – более 540 миллионов баррелей. Это рекордное значение с 1982 года, когда в США начали вести статистику. Такие показатели обусловлены снижением спроса на нефтепродукты. При этом хранилища в США заполнены лишь на 62%. Коммерческие запасы сырой нефти не включают нефть, хранящуюся в стратегическом нефтяном резерве США, который составляет более 650 миллионов баррелей.
Самое интересное, что цена на «Черное золото» находится с 2008 года в определенном канале, который в трейдинге называется «низходящий клин» и в большинстве случаев — это фигура разворота. Но любой паттерн в тех анализе всего лишь закономерность из истории, которая может быть переписана.
Учетные (процентные ставки) ФРС
Учетная ставка – это процент, под который ЦБ (ФРС для США) выдает кредиты. Чем выше ставка, тем дороже стоимость денег. Чем ниже ставка, тем деньги дешевле.
Кризис всегда идет в ногу со снижением учетной ставки, потому что когда рост экономики начинает замедляться, то правительство понижает ставку для того, чтобы стимулировать экономику дешевыми кредитами. С конца 2019 года учетная ставка ФРС в США снижалась уже 2 раза и составляла 1,75%, с 3 марта 2020 года ее снизили до 1,25%, а с 16 марта еще на 1 процентный пункт – до 0,25%.
Мы же не в США, скажете Вы! Но когда я говорю США, то подразумеваю весь мир, поскольку:
● США – это 40% мирового потребления ресурсов, товаров, услуг;
● доллар – это основная резервная валюта в мире.
Если кризис разразится в США, то случится и во всем мире, потому что упадет спрос на ресурсы и произойдет распределение девальвации (обесценится доллар – обесценится и рубль). Снижение ключевой ставки Федеральной резервной системой не только мера поддержки для американской экономики, но и сигнал для экономики мира. На данный момент потенциал такого эффективного и испытанного инструмента, как снижение ставки ФРС, в целом уже исчерпал себя.
Очень интересное явление наблюдается и в европейской экономике – отрицательные или нулевые ставки по кредитам и депозитам. Теоретически, такие ставки побуждают людей и компании брать больше займов и больше тратить, тем самым стимулируя экономику. К чему в итоге приведут отрицательные ставки – точно не знает никто: такое делается впервые в такой крупной экономике. Критики отмечают, что такие ставки помогают поддерживать на плаву неэффективные компании, не дают им обанкротиться, тем самым запустив процесс «очищения».
Большинству же рациональных людей с капиталом не хочется отдавать деньги в банк и получать денег меньше чем было изначально, альтернативой банкам можно назвать облигации, но они показывают очень низкую доходность. Что это значит? Промежуточный и очевидный вывод: капитал в своей массе будет двигаться в безопасные гавани, что могут дать прирост капитала (золото, серебро и даже криптовалюты, которые благодаря новой нише под названием децентрализованные финансы способны давать весьма удовлетворительную доходность в 5–7% годовых).
Рост провальных IPO на биржах США
IPO – это когда компании собирают деньги для развития путем продажи своих акций инвесторам. Для этого нужно пройти определенные процедуры и публично разместить свои акции на любой бирже. Google, Amazon, Apple, Газпром, ВТБ – все эти компании выходили на IPO. Инвесторы покупали их акции, чтобы заработать за счет роста компании. А компания получала деньги на свое развитие. Так работает кредитование будущего развития экономики государства.
Когда компания выходит на IPO, то выставляется начальная цена за ее акции. Вы можете их купить, но здесь существует доля риска, потому что Вы не знаете каким спрос будет на эти акции после размещения их на бирже. Если спрос растет, цена акций растет и инвестор в плюсе. Если спрос падает, цена акций снижается ниже первоначальной и инвестор теряет деньги. При здоровой растущей экономике процент провальных IPO колеблется в пределах 20 – 40%. Когда экономика слабая и переоцененная, то провальных IPO может быть до 80%. Именно такую ситуацию мы сейчас наблюдаем. Также было во время кризиса доткомов 2000-х годов.
Индекс Уоренна Баффета
Уоренн Баффет – самый известный инвестор и меценат в мире, а также четвертый в списке самых богатых людей мира. Деньги он зарабатывает на управлении чужими инвестициями через свой фонд.
Обычно рынок США растет примерно со скоростью 10% в год. Уоррен Баффет последние полвека давал своим партнерам примерно 20% в год. То есть это практик, который хорошо разбирается в рынках, умеет их понимать и обгонять.
Ему принадлежит знаменитая фраза: «Нужно быть осторожным, когда все в эйфории, и быть жадным только тогда, когда все в страхе». Это означает, что не нужно слушать толпу, нужно слушать разум: покупать, когда все продают, продавать, когда все покупают.
Общие активы Уоренна Баффета – 230 миллиардов долларов, а 60% из летом 2019 года он вывел в наличку. Он сделал это заранее, до того, как началась паника. Продал акции по хорошим ценам (когда на них есть спрос) и ждет кризиса, чтобы купить акции, когда все в ужасе будут их скидывать по низким ценам.
По данным агентства Bloomberg, такая ситуация за последние 30 лет случалась только 2 раза: перед кризисом доткомов 2000 года и перед кризисом 2008 года. Тот же Bloomberg написал, что люди с большими капиталами (то есть не только Баффет) потенциально приготовились к кризису, переведя более 25% своих инвестиций из рискованных активов (акции, товары, высокодоходные облигации) в денежные средства.
То есть Уоренн Баффет уверен, что акции многих американских компаний переоценены и грядет новая распродажа. Эту теорию подтверждает любимый индикатор Баффета – отношение общей рыночной капитализации всех американских акций к ВВП США. Когда оно находится в диапазоне 70 – 80%, можно вкладывать свободные деньги в фондовый рынок. Если индикатор уходит выше 100%, пора выходить из рисковых активов.
Однозначно многие эксперты считают текущий фондовый рынок крайне перегретым по мультипликаторам относильно реального сектора. И бесконечный рост невозможен. Рано или поздно наступит переломный момент и смена тренда.
Вот пример того как это может произойти на примере периода доткомов.
Уровень безработицы
Есть очень четкая зависимость между уровнем безработицы и экономическим спадом. Как ни странно это звучит, но перед началом кризиса уровень безработицы опускается предельно низко, а затем резко возрастает. Эту ситуацию можно назвать затишьем перед бурей.
Например, перед кризисом 2008 года уровень безработицы в США составлял 4,5%. В 2009 году он достиг уже 10,2%.
То же самое произошло в 2020 году. Так, в начале года этот показатель был в районе 3,5%. В апреле безработица взлетела до рекордных 14,7%. Только за месяц эпидемии коронавируса работу потеряли свыше 20,5 миллиона человек. Предыдущий рекорд был установлен в октябре 1982 года – 695 тысяч заявок на пособия по безработице за неделю.
Сегодня уровень безработицы немного снизился, но по-прежнему остается высоким – 5,8%, при норме 3,6%. Что случится если придет новая стадия эпидемии, сложно сказать. Однако эксперты уже предупредили: безработица в стране достигнет 30%, что обернется для экономики катастрофическим падением ВВП.
Кривая доходности краткосрочных и долгосрочных гособлигаций США
Облигации – это долговые обязательства государства. Вы можете дать в долг государству, а через какое-то время (зависит от облигации) получить больше, чем отдали. Самые надежные ценные бумаги в государстве – это облигации государственного займа, потому что они полностью гарантируются государством. Есть только одно исключение – это дефолт (банкротство) страны.
Нормальная кривая доходности – это когда выплаты по долгосрочным облигациям (10 лет и более) выше, чем по краткосрочным (10 месяцев). Так должно быть в здоровой экономике.
Во время кризиса кривая инвертируется и становится обратной кривой доходности. Инверсия говорит о том, что на десятые или даже сотые доли процента короткие облигации дают в моменте времени большую доходность, чем длинные. Это нелогично, не правда ли? Ведь дистанция в 10 лет – это дополнительные риски. Мало ли что за 10 лет произойдет, поэтому такие риски неплохо бы приправить большей доходностью. Но происходит инверсия.
Почему это происходит? Потому что растет спрос на долгосрочные облигации, что приводит к снижению их доходности. Этот тип кривой доходности является самым редким из трех главных типов. Обычно такая ситуация является признаком приближающегося падения экономики. В 2000 году можно было наблюдать инверсию кривой доходности по казначейским обязательствам, что произошло как раз перед обрушением американского фондового рынка.
Очередная инверсия произошла весной 2019 года:
Раньше кризис случался через 12 – 18 месяцев после этого события. Поэтому этот индикатор является наиболее авторитетным в инвестиционных кругах.
Мировая долговая нагрузка
Всемирный банк видит огромную проблему в стремительном росте долговой нагрузки во всем мире, как в частном, так и в государственном секторе. Объем мирового долга уже достиг 284 триллионов долларов. Это абсолютный рекорд, на 362% превышающий глобальный ВВП – стоимость всех продуктов и услуг на планете. За последние 5 лет объем мирового долга вырос на 40 триллионов долларов и в ближайшем будущем продолжит расти.
Примечательно, что задолженность развитых стран составляет порядка 180 триллионов долларов (383% ВВП) и более чем в 2 раза превышает показатели развивающихся стран – 72 триллиона долларов (223% ВВП). Однако среди развивающихся государств есть исключение. Речь идет о Китае, общий долг которого достиг 310%. При этом среди развитых стран самую тяжелую долговую нагрузку испытывают США, Япония и государства Еврозоны. По оценке IIF, в Соединенных Штатах общая задолженность правительства, граждан и бизнеса превышает 327% ВВП страны, в Еврозоне это значение составляет 388% ВВП, в Японии – 540%.
Сейчас все ключевые экономики мира находятся в фазе сниженых ставок, благодаря чему кредиты и другие заимствования стали дешевле. В тех странах, где большая закредитованность лежит в основе экономического роста, аппетит к подешевевшим заимствованиям стал еще сильнее.
Индекса деловой активности (PMI)
Этот индекс отражает исследование приблизительно 300 промышленных компаний и характеризует состояние делового климата. Показатель выше 50% говорит об оживлении деловой активности, ниже 50% – об ухудшении экономической ситуации.
В мае 2020 года PMI упал до 41,5%. В следующие месяцы индекс рос и на ноябрь составил 59,3% — это хороший показатель, но удержится ли он, нужно следить.
ВВП Китая
Данный индикатор важен тем, что Китай является мировым производственным лидером и на него приходится 25% мирового экспорта. На графике ниже показаны темпы роста ВВП Китая в годовом выражении.
Несмотря на то, что таким темпам роста может позавидовать любая экономика мира, тренд динамики ВВП был нисходящим. За последние 10 лет снизился с 9,8% до 6,0%. Многие макроэкономисты связывают именно с этим замедлением предстоящий мировой кризис, а те, кто любит «погорячее», связывают это падение с торговыми войнами США и Китая.
По данным Банка международных расчетов, общий долг Китая в настоящее время составляет 310% от его ВВП. При этом его корпоративный долг составляет 160,3%, что значительно опережает Японию и США. Китай назвали «долговым айсбергом с титаническими кредитными рисками», который может потянуть за собой все страны.
К тому же, в 2020 году на экономику Китая повлияла вспышка коронавируса. В первом квартале ВВП страны упал на -6,8%.
Рост цен на золото
Инвесторы стали постепенно уходить от рисковых активов и ребалансировать свой капитал в более надежные. Одним из них является золото. О том, что инвесторы выбирают золото, говорит рост его цены. При этом есть инсайдерская информация об искусственном сдерживании цены на золото, для возможности большего выкупа и накопления.
Заключение
Безусловно почти на все индикаторы повлияла эпидемия коронавируса. Уже продолжительное время страдают мелкие авиакомпании, турфирмы, отели, киносети, сфера услуг и развлечений, страховые компании, экспертные сообщества. Многие предприятия продолжают прекращать работать и люди становятся безработными. Наибольшие потери несут мелкие производители и торговцы, работающее население.
Можно предположить, что самое страшное уже позади. Но нужно понимать, что кризис не обрушивается как снег на голову, а приходит постепенно – нарушенные цепочки поставок в производствах и картельные сговоры, контейнерный кризис и продуктовый дефицит, новые штампы и паспорта здоровья, тотальный контроль через цифровые активы и пересмотр ценностей. Во время Великой депрессии самое сложное время наступило через 3 года после краха фондового рынка.
Кризис проявляется в безработице, снижении спроса на товары и услуги. У людей нет работы, поэтому нет денег. Компании-производители банкротятся, что приводит к увеличению числа безработных и снижению покупательского спроса еще больше. Получается какой-то дикий замкнутый круг, одна проблема тянет за собой другую. Нужно быть подготовленным и защищенным со всех сторон случаи наступления наихудшего из сценариев.
Еще в начале 2020 года можно было сделать предположение, что серьезные проблемы начнутся в конце года, после выборов президента США. Ведь Трампу не нужен кризис перед выборами, иначе избиратели могут не проголосовать за него. Он всячески давит на ФРС и банки, чтобы те раздавали дешевые деньги.
В США сложилась как раз такая ситуация – банки начали раздавать кредиты направо и налево всем подряд. Хотя еще 3 – 4 года назад было сложно получить 50 тысяч под серьезный бизнес. Сейчас же выдают 100 – 200 тысяч без серьезного обеспечения.
Ну разве не удивительно? Умирающего пациента пытаются спасти, вливая в него литры крови. самое сложное время наступило через 3 года после краха фондового рынка.
Кризис проявляется в безработице, снижении спроса на товары и услуги. У людей нет работы, поэтому нет денег. Компании-производители банкротятся, что приводит к увеличению числа безработных и снижению покупательского спроса еще больше. Получается какой-то дикий замкнутый круг, одна проблема тянет за собой другую. Нужно быть подготовленным и защищенным со всех сторон случаи наступления наихудшего из сценариев.
Еще в начале 2020 года можно было сделать предположение, что серьезные проблемы начнутся в конце года, после выборов президента США. Ведь Трампу не нужен кризис перед выборами, иначе избиратели могут не проголосовать за него. Он всячески давит на ФРС и банки, чтобы те раздавали дешевые деньги.
В период коронавируса в США сложилась как раз такая ситуация – банки начали раздавать кредиты направо и налево всем подряд. Хотя еще 3 – 4 года назад было сложно получить 50 тысяч под серьезный бизнес. Сейчас же выдают 100 – 200 тысяч без серьезного обеспечения.
Ну разве не удивительно? Умирающего пациента пытаются спасти, вливая в него литры крови.