В уже теперь далёком для меня 2016 году я оказался в Вене, где пробыл достаточно для того, чтобы сначала влюбиться в город, а потом охладеть к нему. Поездка была деловая, но все свои дела я закончил в течение трех часов, а оставшееся время – почти неделю – был предоставлен сам себе. Центр Вены был исхожен вдоль и поперёк, посещены все значимые и полузначимые места. Что оставалось делать? Элементарно – садиться на любой трамвай, не зная куда он тебя вывезет, и любоваться Веной из окна вагона!
Трамвай для Вены значит чрезвычайно много. Сеть опутывает весь город, и пассажиропоток венского трамвая сравним с пассажиропотоком местного метро! Трамвай в Вене повсюду. Если посмотреть на схему, ощущение, что он чуть ли не на каждой улице, и тем удивительней что маршрутов всего только 30.
Начнем с главной улицы Вены – Рингштрассе. Как понятно из названия – это кольцевая улица (как Садовое кольцо в Москве, только значительно меньше), на которой сосредоточены основные архитектурные достопримечательности столицы Австрии. По кольцу ходит специальный экскурсионный трамвай, стоимость проезда в котором 10 евро. Его очень легко узнать по желтой окраске и надписи «RingTram». Туристов привлекает яркий внешний вид вагонов, стилизованных под старину, и он всегда популярен.
Но есть один нюанс – по кольцу ходит достаточно других регулярных трамвайных маршрутов, в частности № 1 и № 2, каждый из которых охватывает примерно три четверти круга, а вместе они его полностью замыкают, поэтому для знающих людей смысл экскурсионного трамвая теряется. За то же самое удовольствие в «двойке» можно прокатиться всего за 1-2 евро. Кто будет в Вене – возьмите на заметку).
В Вене 2 основных типов трамвайных вагонов – низкопольные – типы А и В и старого образца -тип Е. Мне пришлись по душе вагоны венского трамвая старой серии – они напоминают наши трамваи РВЗ-6, на которых я в свое время вдоволь накатался в дальневосточных городах Хабаровске, Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре.
Что интересно, когда я ездил на «венских РВЗ-6», сложилось впечатление, что это только дизайн под старину, а технически вагоны новые.
Ход у них очень мягкий, бесшумный. Сами вагоны имеют вполне новый вид, нигде не раздолбаны, ничего не оторвано и не гремит на ходу. Сиденья деревянные, но весьма удобные. Иногда – когда место было свободным - удавалось сидеть в первом ряду прицепного вагона и обозревать дорожные виды с трех сторон:
Но оказывается эти вагоны – ровесники наших РВЗ-6, которые практически уже все списаны. Насколько знаю, в России они остались на маршрутах только в Хабаровске. Тип Е выпускался с 1966 по 1990 год. Но все же, мягкость хода обеспечивалась не только состоянием вагонов, но и путей. Ни в одном городе/стране не видел так аккуратно уложенное полотно путей – не важно, в центре Вены или на окраинах:
Встречал и ремонт путей:
Другой тип трамвайных вагонов Вены – более современный, низкопольный, но вид у них топорный, угловатый и в нём совсем отсутствует атмосферность, так характерная для круглой мордахи старого вагона.
Бывало, что попадались целые поезда из таких вагонов:
А еще по Вене курсирует настоящая трамвайная музейная старина, рекламирующая местные вафли:
И такие еще старинные вагончики встречались:
Так выглядят трамвайные остановки в Вене (листайте):
А вот трамвайный перекресток с пересечением множества маршрутов – у нас такое можно встретить разве что в Санкт-Петербурге:
И напоследок - ещё несколько фотографий Венского трамвая (листайте):