В первой статье о знаменитых "джазовых братьях" Джонсах мы вспоминали самого старшего из них, замечательного пианиста Хэнка Джонса. Сегодня поговорим о его младшем брате - потрясающем барабанщике Элвине (1927 - 2004 гг)!
«Элвин!» — Так назывался первый самостоятельный альбом младшего из трех братьев Джонсов - Элвина Джонса, записанный при творческом соучастии двух старших братьев — Хэнка и Тэда.
«Элвин!». — Вот так! Словно кулаком по столу. Словно черенком от лопаты в литавры — тыды-ыщщщ! - «Элвин!».
...Активное действие. Стремление пинками подгонять события. Прыжки по лестнице через ступеньку. Никаких тебе «утро вечера мудренее». Сказка наоборот (Почему "сказка наоборот? - См. первую публикацию о братьях Джонсах). Да, вот такой это был брат. И что же в итоге?
В данном случае слово «Итоги» следует написать с большой буквы. — Потому что беспощадные (в первую очередь, по отношению к соседям!) десятичасовые репетиции ударника-энтузиаста принесли свои плоды. Для начала Элвина Джонса захотел увидеть в составе своего ансамбля неистовый реформатор джаза, контрабасист и скандалист Чарли Мингус! Затем последовала работенка, которая Элвина Джонса практически обессмертила — игра в квартете легендарного саксофониста, стопроцентного джазового классика Джона КОЛТРЕЙНА.
Честно говоря, более известного или сопоставимо легендарного квартета я просто не знаю! Потому что разбуди любителя джаза среди ночи, спроси о лучших из лучших и получишь ответ: трио Эванса, квинтет Дэвиса, оркестр Эллингтона и — квартет Колтрейна. Так вот как раз в том квартете примерно с 1960-го по 1965-й барабанил Элвин Джонс! А хороший ударник для квартета — это и диспетчер, и стена, к которой всегда можно прислониться, и пара палочек, на все случаи выручалочек. Захотелось, например, Колтрейну во время выступления выйти покурить, он вынимает изо рта инструмент и уходит со сцены. Барабанщик своим бодрящим соло сначала приводит в чувство удивленных партнеров и дает им в свою очередь пас уже для их соло. И концерт с успехом продолжается. А там и трио тоже было — дай дорогу! Один пианист Маккой Тайнер чего стоил!
Как раз этим квартетом — Колтрейн, Тайнер, Джимми Гаррисон (бас), Элвин Джонс — был записан, помимо других альбомов, и легендарный, знаковый A Love Supreme (1964-1965). Пища для ушей не самая простая. Это — не более ранние колтрейновские Ballads (1963) или My Favorite Things (1961). Но отнеситесь к этой пластинке как к следующей ступеньке, хотите, для восхождения, хотите, для погружения в большой мир джаза. Рекомендую.
И конечно же нельзя не вспомнить о таких великолепных записях с участием Элвина Джонса, как The Clown (1957) Чарли Мингуса, Into Something (1961) Юсефа Латифа, Duke Ellington & John Coltrane (1962), Live at the Village Vanguard (1967) Диззи Гиллеспи, The Real McCoy (1967) МакКоя Тайнера, Unity (1965) Лэрри Янга, Matador (1965) Гранта Грина. И это — лишь малая, малейшая толика замечательных записей, пульсирующих барабанами Элвина!
Однако, прослушивая эти великолепные записи, вряд ли следует выуживать из них только стук палочек и уханье бочки. Лучше оцените ансамблевую игру, уровень взаимопонимания артистов. Поймите, что не демонстрация индивидуальной техники здесь главное. Как раз длиннющие соло ударников или басистов, самолюбование я лично терпеть не могу. Куда ценнее общая гармония, равновесие и равноправие при равенстве уровня мастерства! Ну, а поскольку в основе джаза лежит ритм, то нетрудно понять, какой вклад внес в конечный результат младшенький из братьев Джонсов.
И слушания этого "младшенького" начнем с композиции Ray-El. Как раз с того самого первого "лидерского" альбома Elvin! Кто повнимательнее, конечно же заметит, что название композиции отражает, словно в неспокойной воде, имя музыканта — Элвина Роя Джонса — Ray-El.
Начинается этот номер неторопливым барабанным соло Элвина. Продолжают начатое дело дуэт трубача Тэда Джонса, третьего из братьев и саксофониста Фрэнка Фостера. Затем на первую линию выходит флейта Фрэнка Уэсса. Красиво! Далее звучит квартет. Ритм-секция оттеняет соло Фостера. Еще одно соло засурдиненной трубы Тэда, еще один вкрадчивый монолог флейты Уэсса, и рояль Хэнка выводит на ударную позицию державшегося до сих пор на втором плане Элвина. А вот и финал, сыгранный впятером и вшестером, с контрабасистом Артом Дэвисом. — Замечательный ансамбль! Замечательный альбом! Послушайте его весь.
А эллингтоновскую In a Sentimental Mood Элвин Джонс записывал вместе… с автором темы, Дюком Эллингтоном! Да и не только с ним, но еще и с Джоном Колтрейном! Речь идет о великолепном альбоме Duke Ellington and John Coltrane.
В составе квартета того же Колтрейна Элвин записал и знаменитый альбом My Favorite Things. Послушайте заглавную композицию с этой пластинки. Колтрейн здесь играет на сопрано-саксофоне. За роялем — молодой и мощный Маккой Тайнер. Бас — Стив Дэвис.
...Эту же тему Элвин Джонс отыграл и в ансамбле замечательного гитариста Гранта Грина. Вот как прозвучала My Favorite Things в толще гриновского альбома Matador.
В 1960-м барабанщик оказался в одной студии с великим джазменом Майлсом Дэвисом. Подошёл туда и оригинальный аранжировщик и бэнд-лидер Гил Эванс. В результате нескольких таких встреч музыканты записали отменную пластинку Sketches Of Spain. Вот как они интерпретировали хорошо знакомое адажио Родриго из Concierto de Aranjuez.
Ну, и для любителей острого и соленого порекомендую запись Джонса Haitian Fight Song, сделанную им совместно с Чарли Мингусом для пластинки The Clown.
На этой интригующей ноте закончу свой рассказ о великом барабанщике Элвине, младшем из "джазовых братьев" Джонсов. Чтобы в следующий раз поговорить уже о среднем братце, интерснейшем трубаче-корнетисте Тэде Джонсе.
Кстати, барабанил на джазовой сцене и другой джазмен - Джоу Джонс. Однако, к упоминаемым братьям он кровного отношения не имеет.
Переслушивал записи Джонса-младшего Лев Комов.
Читайте ещё о музыке на канале "5 лучших!":
Сезария ЭВОРА: пять лучших песен, дуэтов и одно хорошее танго!
Диско-хит, ну, очень широкого формата!
Джазовое братство: боп не выдаст, свинг не съест! (Первая часть повествования о братьях Джонсах).