Представление наших граждан о далекой и некогда братской республике КНДР, как правило ограничиваются набором штампов: нищета, коммунизм, вождь. Образ нищего соседа - в немалой степени заслуга отечественных СМИ, транслирующих вслед за западной прессой, однобокое представление о Северной Корее. В то же время, реалии КНДР куда сложней, чем нам кажется и заслуживают отдельного рассмотрения.
Для начала, обозначим основные вехи истории республики: С 1910 г. по 1945 г. Корея являлась Японской колонией. Разгром Квантунской армии Советскими войсками в ходе "Манчжурской стратегической наступательной операции", предопределил капитуляцию Японии в сентябре 1945 г. и освобождение Корейского полуострова.
По договоренности между союзниками, Корея оказалась разделена на северную зону под контролем СССР и южную под контролем США. Соответствующим образом, определился расклад политических сил. Коммунисты во главе с Ким Ир Сеном преобладали на севере, тогда как на юге, прибывший из Нью-Йорка Ли Сын Ман, проводил политику ориентированную на США.
Союзники пытаясь решить Корейский вопрос, разработали комплекс мер по объединению полуострова. Ли Сын Ман занимавший ярую антикоммунистическую позицию и не желавший видеть в правительстве представителей красных, поставил крест на инициативе севера по широкому объединенному фронту и убеждал США в необходимости сепаратных выборов.
В итоге в Южной Корее, при содействии ООН провели выборы без участия левых сил. Ли Сын Ман стал президентом и 15 мая 1948 г. была провозглашена Республика Корея. В качестве ответной меры на севере провели свои выборы и объявили 9 сентября 1948 г. о создании Корейской Народно-Демократической Республики. Политическую власть в стране взяла, ныне правящая, Трудовая Партия Кореи под председательством Ким Ир Сена.
Нужно отметить, что масштабные экономические преобразования, в Северной Корее стали проводить еще с 1946 г. В результате реформ 90% промышленности было национализировано, произведена передача помещичьей земли крестьянам, внедрялись принципы планирования экономики. В социальной сфере - женщины наделялись равными с мужчиной правами, вводился 8 часовой рабочий день, объявлялась свобода собраний.
Реформы носили успешный характер, в кратчайшие сроки удалось преодолеть последствия послевоенной разрухи, улучшался уровень жизни корейцев. Ким Ир Сен получил поддержку широких слоев населения, что выразилось во взрывном росте членов партии с 4500 чел. на старте реформ до 600 тыс. чел в течении года после начала реформ.
Не смотря на создание двух государств, вопрос о единой Корее оставался открытым. Руководители севера и юга, заявили претензии на роль объединителя страны. Подготовка к войне началась практически сразу. Северная Корея, посчитав ситуацию наиболее благоприятной, 25 июня 1950 г. переходит в наступление. Война продлится до 1953 г. и закончится ничем. Оба государства сохранят статус-кво с прежней границей по 38 параллели.
В послевоенный период государственного строительства, продолжилась линия на усиление социалистических тенденций в экономике. В 1958 г. завершился перевод сельского хозяйства на кооперативные начала (коллективизация). Сохранявшиеся ранее капиталистические очаги в виде кустарных производств и мелкой торговли, были ликвидированы. В 1954 был утвержден 3-х летний план восстановления народного хозяйства, выполненный с опережением на 4 мес. В 1957 г. принимается 5-ти летний план индустриализации, выполненный на 2 года раньше срока. Благодаря высоким темпам развития, экономика Северной Кореи в начале 1960-х значительно опережала юг.
Начиная с середины 1960-х темпы роста экономики стали сокращаться. Сказывалась торговая зависимость от стран соц.блока, где в это время резко испортились Советско-Китайские отношения.
В 1962 в Южной Корее к власти пришел Пак Чон Хи. в это время страна была одной из беднейших в мире, среднегодовой доход на душу населения составлял 87$, доля промышленности в ВНП менее 15%. Изучив опыт северного соседа, Пак Чон Хи энергично взялся за переустройство экономики: Был внедрен 5-ти летний план развития, местный бизнес в административном порядке принудили концентрировать ресурсы в соответствии с планом, национализировалась банковская система. На фоне первых успехов, было восстановлено доверие американских властей (ранее подорванное безудержным воровством и коррупцией режима Ли Сын Мана). США возобновили финансовую поддержку юга, потекли инвестиции развитых капиталистических стран.
Пак Чон Хи является общепризнанным архитектором Корейского экономического чуда и нынешняя Южная Корея это во много результат проводимой им политики. Правда, о том, что чудо было основано, на копировании социалистических методов планирования и администрирования, обычно стараются не вспоминать.
Судьбоносным для КНДР, как и для многих других стран, стал 1991 г. С уничтожением Советского Союза, Северная Корея потеряла главного торгового партнера, а крушение социалистического блока, привело к ликвидации бывшими соц. странами торговых отношений с КНДР. Фактическая изоляция страны, осуществленная под воздействием США, привела к катастрофическому падению экономики. А в 1995 г. в следствии обильных ливней и гибели урожая, начался голод.
В условиях окружения враждебно настроенными капиталистическими странами, север разрабатывает ядерное оружие, общество тотально милитаризуется, бюджетные расходы на оборону увеличиваются до 25%. КНДР готовится к возможной войне. Агрессия юга, при отсутствии уничтоженного союзника - СССР, становится вполне реалистичной. Страна постепенно превращается в крепость усеянную бункерами, долгосрочными оборонительными сооружениями, складами боеприпасов. Армия КНДР занимает 2-е место в мире по численности.
В ответ на создание атомного оружия, США проталкивает через Совет безопасности ОНН пакет санкций, обязательных для соблюдения всеми членами ООН. Не желание КНДР лишать себя единственного средства сдерживания превосходящих по мощи противников, вызывает введение дополнительных санкций. На текущий момент санкционный список фактически приговаривает Северную Корею к нищенскому существованию.
(из материалов ФТЭСК России "Текущие санкции (КНДР)) Санкции обязательны к исполнению Государствами-членами ООН.
- КНДР запрещено поставлять, продавать или передавать уголь, железо и железную руду, золото, титановую руду, ванадиевую руду, медь, никель, серебро, цинк, редкоземельные минералы, свинец и свинцовую руду, продовольственную и сельскохозяйственную продукцию, машинное оборудование, электрооборудование, землю и камни, включая магнезит и магнезию, древесину и суда. Все государства-члены должны запретить поставку, продажу или передачу КНДР всех видов промышленного оборудования, средств наземного транспорта, а также железа, стали и других металлов.
- Ни одно из государств-членов не должно осуществлять поставку, продажу или передачу КНДР сырой нефти, совокупный объем которой превышает 4 млн баррелей, или 525 000 тонн в течение 12-месячного периода.
- КНДР запрещается поставлять, продавать или передавать морепродукты (в том числе рыбу, ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных во всех формах). КНДР запрещено продавать или передавать права на рыбный промысел. Все государства-члены должны запретить приобретение таких продуктов из КНДР их гражданами
- КНДР запрещается осуществлять поставку, продажу или передачу текстильных изделий (включая, в частности, ткани и полуфабрикаты и полностью готовые швейные изделия).Все государства-члены должны запретить приобретение таких предметов из КНДР своими гражданами.
- Ни одно государство-член не должно предоставлять разрешений на работу гражданам КНДР в пределах своей юрисдикции. - Все государства-члены должны запретить продажу или поставки КНДР авиационного топлива, авиационного бензина и реактивного топлива
- КНДР запрещается осуществлять поставку, продажу или передачу памятников.
- Все государства-члены не должны допускать, чтобы в КНДР поставлялись, продавались или передавались новые вертолеты и новые или бывшие в эксплуатации морские суда.
- Все государства-члены должны заморозить активы, средства и экономические ресурсы юридических лиц правительства КНДР и Трудовой партии Кореи
- Все государства-члены должны не допускать предоставления финансовых услуг, в том числе крупных сумм наличности и крупных партий золота, банковских субсидий и государственной финансовой поддержки, принятия новых обязательств по предоставлению субсидий и предоставления финансовой помощи или льготных кредитов, которые могут способствовать осуществлению КНДР запрещенных программ / запрещенной деятельности или уклонению от санкций.
- Все государства-члены должны запретить открытие и обеспечение функционирования всех — как новых, так и существующих — совместных предприятий или кооперативных организаций с юридическими или физическими лицами КНДР своими гражданами или на своей территории, равно как и деятельность всех таких структур независимо от того, действуют ли они в интересах или от имени правительства КНДР.
Это далеко не полный список санкций, при желании ознакомиться с полным перечнем, можно здесь.
Изучение санкционного списка, наталкивает на вывод о фактической блокаде республики. Запрещены поставки в страну машин и оборудования, авиатоплива, вертолетов, судов что подрывает возможности промышленности и ставит крест на модернизацию производства. Поставки ключевого для всей хозяйственной системы страны ресурса - нефти, ограничивается 525 тыс. тонн в год, для сравнения США потребляет в год 851,6 млн. тонн. Южная Корея 113,7 млн. тонн, пол миллиона тонн против 113 миллионов у "успешного" соседа.
Страну лишили возможности притока ин. валюты, путем запрета на экспорт продукции собственного производства. Под запрет попали: полезные ископаемые, древесина, морепродукты (являющиеся важной частью национального промысла). Запрещен экспорт текстильной продукции, которая является основой легкой промышленности страны. А отсутствие иностранной валюты, приводит к отсутствию возможности закупать даже не санкционные товары первой необходимости, например еду.
Запретили любые концессии с внешними компаниями, а это значит никаких иностранных инвестиций. Запретили возможность простым людям трудиться в качестве трудовых мигрантов. Запрещено кредитовать, передавать в лизинг.
Последние пол года в СМИ раскручивается тема с возможным голодом в КНДР. При чем удивляет, с каким злорадством наши журналисты мусолят информацию. Тон статей в обязательном порядке изобилует ехидством и надменностью. Разве что в открытую не пишут "так вам и надо проклятые совки". При этом с поразительным цинизмом, приписывают тяжелейшую экономическую ситуацию в заслугу коммунистическому режиму. Про санкции естественно никто не вспоминает, либо ограничиваются упоминанием "что они есть".
Несомненно КНДР ищет пути обхода ограничений, в первую очередь с помощью КНР. Понятно, что частично санкционная продукция попадает в страну. Но о каком богатстве или даже просто нормальном уровне жизни людей, можно говорить при такой ситуации?
В завершении хотелось отметить: Не смотря на трудности, в КНДР продолжает оставаться бесплатной медицина (высокое качество которой подтверждено ВОЗ), высшее образование, квартира трудящимся полагается тоже бесплатно. Преступность, беспризорность, нищенство отсутствуют по определению. То, что мировое "демократическое" сообщество, не втоптало страну в первобытный век, не смотря на все старания, заставляет добрым словом помянуть "не эффективную" "совковую" административно-командную систему.