В последнее время очень много говорят о необходимости повысить качество образования, предлагается множество вариантов, новых проектов, но существует один-единственный способ, без которого всё остальное бесполезно.
Что же предлагают сделать чиновники? Очень много. Причём разные министры предлагали разное. Например,внедрить только очную форму подготовки будущих учителей в педагогических вузах.
Ещё один любимый способ чиновников от образования - обучить всех некомпетентных (по их мнению) педагогов на курсах повышения квалификации.
Ещё более расплывчатый вариант: подобрать "формы и механизмы", в которых школы нуждаются, "которые будут работать на тех или иных территориях".
Но ведь существует единственный действенный способ, причём самый простой и очевидный – повысить зарплату учителям. Да-да, всё тот же пресловутый вопрос зарплаты. Без этого все попытки поднять престиж профессии, внедрить новые технологии и методы работы обречены на провал. Без повышения зарплаты все идеи чиновников от образования – не более чем лицемерие.
Почему так? Потому что, сколько ни говори о престиже профессии, на деле в школе всё меньше остаётся хороших учителей. Хороший учитель – основа образования, учитель, а не технология, гаджет, учебник и т.д. А учитель не может качественно работать на 2 ставки по 12-13 часов в день, ведь качественная подготовка к урокам, изучение тех же новых технологий требует много временных и энергетических затрат. Отсюда либо экономия энергия и местами невольная халтура, либо эмоциональное выгорание и психологические срывы.
А об освоении нового зачастую бессмысленно говорить: у учителя просто нет времени даже на интересные проекты, потому что приходится экономить энергетические ресурсы. И учителя уходят из профессии.
К тому же, многие хорошие учителя основные силы тратят на репетиторство, но и в школе работают чуть ли не до 70 лет, потому что администрация уговаривает: заменять некем.
Зарплата должна быть не менее 100 000 р. за ставку, причём независимо от региона. В этом случае учитель сможет спокойно вести одну ставку, тщательно готовиться, сможет позволить себе купить те же современные гаджеты и изучить их возможности, пройти хорошие платные курсы повышения квалификации, где действительно дают новые знания в области методики.
Тогда в педагогические вузы будет серьёзный конкурс и поступать туда будут те, кто на самом деле хочет стать учителем, а не те, кто не прошёл на более престижный факультет (и сейчас есть исключения, но именно исключения).
Да и у директора будет возможность выбирать учителя, отсеивать недостаточно подготовленных претендентов. Сейчас директора вынуждены брать на работу любого желающего, чтобы «закрыть дыры» в расписании из-за нехватки специалистов. В некоторых школах уже перестали делить класс на группы для уроков английского языка и информатики, потому что опять же учителей не хватает. О каком качестве можно говорить в классе, где 30-35 человек?
Конечно, интересны новые подходы и формы работы. Разумеется, необходимо следить за новыми открытиями в науке и говорить об этом в школе. Очевидно, что надо повышать престиж профессии разными способами (в том введением для учителя официального статуса госслужащего – ну это из области фантастики). Возможно, молодым специалистам помогут адаптироваться новые проекты.
Но ничего из этого не заработает, пока не будет хорошая зарплата. Только этот фактор заставит работать все остальные проекты и нововведения. Иначе никак.