Найти тему

«Планета бурь»: как снимали кинематографический полёт на Венеру

В дни, когда весь мир в едином порыве устремил глаза к небу и грезил о космических полётах, вышел художественный фильм мастера «космической» тематики и комбинированной съёмки Павла Владимировича Клушанцева «Планета бурь».

Плакат фильма
Плакат фильма

По сюжету к Венере отправляются три космических корабля с научно-исследовательской миссией, однако в непосредственной близости от планеты один из кораблей погибает. Несмотря на значительный риск, команда оставшихся двух кораблей принимает решение не откладывать миссию в ожидании корабля-замены и осуществить высадку на планете...

В ходе съёмок научно-популярного фильма «Дорога к звёздам» кинематографисты освоились с «космической» техникой, обогатились опытом, у них появились новые наработки. Создавать в кадре «космос» с живыми актёрами было уже делом привычным. Да и жизнь подсказала им много нового и интересного. В фильме были использованы последние данные, ставшие известными после полетов Юрия Гагарина и Германа Титова. И все же немало еще оставалось того, что следовало придумать самим, основываясь на предположениях современной науки.

Для большей достоверности создатели фильма задались вопросом: чем характерна поверхность и атмосфера Венеры, какова её флора и фауна? Даже писатель Александр Казанцев, создавший сценарий фильма, не смог бы достаточно подробно описать нарисованных его фантазией представителей животного и растительного мира далекой планеты. Тут нужны были специальные знания.

Съемочная группа обратилась за консультацией к крупнейшему советскому палеонтологу профессору Константину Флёрову. Так появились похожие на хвощи высокие «растения», сделанные руками студийных мастеров. Здесь же на студии «вырос» и «расцвёл» гигантский плотоядный цветок, чуть не погубивший одного из космонавтов. Основным материалом для цветка послужила губчатая эластичная резина. Внутри цветка во время съемок находился человек. Он двигал лепестками, прикрывавшими страшный зев. Щупальца цветка приводились в движение другими людьми. Они стояли за кадром с длинными палками в руках. К палкам от щупальцев тянулись тонкие незаметные нити, позволявшие создать иллюзию, что щупальца двигаются.

Большую выдумку проявили художники, костюмеры и макетчики, создавая по эскизам профессора Флёрова летающих и бегающих «ящеров». Для воспроизведения сцен с «ящерами», напавшими на робота, были использованы резиновые костюмы. Их надевали низкорослые акробаты. Завершала костюм маска с зубастой пастью.

Сложнее создавались эпизоды с летающим «ящером». Макетчики смастерили крылатую куклу. Чтобы заставить её летать был сколочен щит, на нём нарисовали хмурое облачное небо. В щите проделали отверстие, просунули сквозь него длинную трубу. Конец трубы за щитом прикрепили к подвижной тележке на рельсах. На другой конец, находившийся перед щитом, посадили «ящера». От его крыльев вдоль трубы тянулись нити. Сидевшие на тележке люди приводили крылья в движение. Двигалась и тележка. Всё вместе создавало видимость полета. Чтобы труба, на которой сидел «ящер», не попала в поле зрения, киноаппарат всегда стоял на той точке, откуда её не было видно: кукла прикрывала трубу своим телом. Людей и тележку закрывал щит, разрисованный под венерианское небо.

Что касается робота, «железного Джона», его сделали из легкой пластмассы, и тем не менее вес футляра достигал 50 килограммов. Робот «работал» на мускульной силе человека. Роль «железного Джона» исполнял чемпион СССР по вольной борьбе Борис Прутковский.

Борис Александрович Прутковский
Борис Александрович Прутковский

Перед съемками верхнюю часть пластмассового футляра отвинчивали. Прутковский подходил к нижней половине и, держась за специальную перекладину, подтягивался на руках и затем опускался сверху в футляр. Ассистенты закрепляли верхнюю часть, присоединяли руки и другие детали. Этот процесс длился полчаса. Приблизительно столько же мог Прутковский без перерыва играть роль «Джона», после чего обязательно требовался отдых. Дело в том, что в герметическом футляре было нестерпимо душно и жарко.

Передвижение Джона
Передвижение Джона

Чемпиону по вольной борьбе досталась самая трудная в физическом плане роль. Каждый шаг давался с усилием и был связан со значительным риском. Если бы робот упал, Прутковский бы пострадал. Поэтому в костюме нельзя было ходить по неровной дороге. А по сценарию «железный Джон» как раз должен был свободно шагать по болоту, камням и лаве. Пришлось перед съемкой сцен с участием робота прокладывать деревянный настил и маскировать его под общий вид окружающей местности. Но и эта предосторожность не спасла. Стенки футляра не позволяли Прутковскому видеть, что находится у него под ногами. Тогда кинематографисты установили вдалеке большое зеркало. Чемпион сквозь прорезь смотрел на свое отражение и, таким образом, видел, куда надо ставить ногу.

"Когтистые" ноги Джона
"Когтистые" ноги Джона

Впрочем, не только Прутковскому пришлось помучаться со своим «костюмом». «Скафандры», в которых работали актеры, тоже были весьма неудобны. Они изготавливались из поролона. На голову надевался шлем из пластмассы с прозрачной передней частью из оргстекла.

Было известно, что актерам на съемках много придется ходить по воде, поэтому «скафандры» делались с таким расчетом, чтобы в них, по крайней мере от стопы до пояса, не могла проникнуть ни одна капелька влаги. Но актерам нужен воздух. Он проходил между шлемом и «скафандром», которые соединялись неплотно. Вот эта щель и превратила поролоновый костюм в ванну.

Небо Венеры всегда покрыто густой облачностью. Там почти беспрерывно льют ливни. Естественно, что и на съемках шли «дожди» из брандспойтов. И если «скафандр» снизу не пропускал воду, то сверху она свободно проникала в него и скапливалась в костюме. Чем дольше затягивались съемки, тем выше поднималась в «скафандре» вода. Иногда она доходила до пояса.

Джон мокнет под дождём
Джон мокнет под дождём

Несовершенен был и «вездеход», имевшийся в распоряжении съемочной группы. Эту машину проектировали и делали по заказу студии на московском автомобильном заводе имени Лихачева. Надо сказать, что рабочие и инженеры потрудились на славу. Они подошли к выполнению необычного заказа со всей тщательностью. Получилась блестящая игрушка. Игрушка не по размерам - в «вездеход» могло поместиться пять человек, а по своим ходовым качествам - машина не имела двигателя и самостоятельно не проехала бы и метра.

В фильме «вездеход» преодолевает любые препятствия при помощи «воздушной подушки». Мощные струи воздуха, выбрасываемые двигателем, поддерживают машину на определенной высоте над поверхностью почвы или моря. Такому «вездеходу» не страшно никакое бездорожье, Сотрудники завода не могли оборудовать «вездеход» соответствующими сценарию двигателями. На заводе создали лишь оболочку, а обо всем остальном должны были позаботиться кинематографисты. И они добились своего – иллюзия передвижения на воздушной подушке была создана.

Этого эффекта добивались следующими способами. Если «вездеход» двигался по морю, то вне кадра плыла баржа. К её борту были приварены кронштейны, на которых лежал «вездеход». Если он стремительно двигался по суше, то сбоку, опять же за кадром, находился подъемный кран, к стреле которого прикреплялся «вездеход».

Вездеход довольно правдоподобно парит над землёй
Вездеход довольно правдоподобно парит над землёй

Лишь однажды эта машина отправилась в настоящий рейс, да и то неудачно. «Вездеход» нужно было отбуксировать по морю на другую съемочную площадку. К несчастью, поднялся ветер, вздымались волны - тяжелая машина пошла ко дну. С трудом её выловили обратно.

В фильме мы видели «вездеход» на морском дне - эти кадры снимали в павильоне студии. Над съемочной площадкой повесили неглубокий, но длинный и широкий аквариум. На студии его называют кюветой. Кювету наполнили водой.

Сверху зажгли прожектор, лучи которого свободно прошли сквозь воду, стеклянное дно и осветили пол в павильоне. Если воду в кювете взболтать, то луч прожектора даст блики - бегающие световые пятна.

Но одних бликов мало, чтобы создать в павильоне «подводное царство». За дело взялись пиротехники. Они пустили легкий дым, смешавшись с воздухом, он создал атмосферу, напоминающую мутную воду. Затем пиротехники зажгли шашки, дающие очень тяжелый дым. Он разлился плотной пеленой по полу павильона – получилось илистое «морское дно», При каждом шаге нога по щиколотку утопала в дыме, который вспучивался и колебался, как мягкий ил.

Поскольку вездеход не был предназначен для перемещения по дну, космонавты были вынуждены нести его.
Поскольку вездеход не был предназначен для перемещения по дну, космонавты были вынуждены нести его.

И еще один эффектный прием применили кинематографисты: установили перед объективом киноаппарата высокий плоский аквариум с живыми рыбами, тем самым усилив эффект «морского дна». Иллюзия усиливалась игрой актеров в «скафандрах», хлопотавших вокруг «затонувшего вездехода». Не хватало одного – плавности движений.

Морское дно
Морское дно

Кинематографисты опять использовали технику. На актеров надевали металлический корсет, а сзади к корсету прикреплялась стрела небольшого подъемного крана. Стрела заканчивалась вилкой, похожей на ухват для горшков. Этот «ухват», соединенный с корсетом, помогал актерам «всплывать» над пеленой тяжелого дыма. Подводную плавность движений артисты после репетиций сумели воспроизвести своими силами.

Этот же «ухват» был использован на съемке кадров невесомости. Актеры «парили», поддерживаемые сзади стрелой крана, заслоненного от глаз зрителей фигурой актера.

Маша парит на борту Веги
Маша парит на борту Веги

Много хлопот принесла съемка извергающегося вулкана. Задались вопросом, где и как снять огнедышащую гору. Предположим, что общий вид действующего вулкана можно было вмонтировать в фильм, используя фрагменты документальной съёмки. Вероятно, в кинохранилищах среди тысяч лент нашлась бы подходящая. Но съемочной группе нужен был не фон и не пейзажный отрывок. Режиссер хотел, чтобы на экране люди и робот вступили в борьбу с грозными силами природы.

Космонавты и Джон отрезаны потоком лавы
Космонавты и Джон отрезаны потоком лавы

Выполнить задачу помогло искусство макетчиков и находчивость мастеров комбинированных съемок. Был сделан макет вулканической горы. Из жерла повалил подсвеченный снизу пиротехнический дым. Иллюзию текущей раскаленной лавы создали бороздки в макете. Их прикрыли целлулоидом, а на дне зажгли красные электрические лампочки. Таким образом «лава» потекла по склону «вулкана».

В фильме робот идет по лавовому потоку и гибнет в нём. В этом случае использовали другой прием. Роль лавы сыграло обыкновенное тесто из дешевой муки. Его смешали с краской и специальным веществом, которое заставило тесто бродить и пузыриться. Поскольку для этой сцены использовалась кукла, тонкого слоя теста было достаточно.

Когда в кадр попадали люди, сидевшие на плечах робота, кинематографисты проводили съемку методом перспективного совмещения. Нижняя часть куклы и «поток» теста находились вблизи киноаппарата, а верхняя часть робота и настоящие актеры - вдали от него. Стыки куклы и робота полностью совпадали на уровне пояса, что добавляло картинке правдоподобности.

Съемка методом перспективного совмещения
Съемка методом перспективного совмещения

Как видите, кинематографический полет на Венеру был делом трудным и затратным. Он потребовал от кинематографистов и актеров много выдумки, терпения, физической выносливости и мастерства.

Съемки фильма «Планета бурь» продолжались восемь месяцев. Часть кадров воссоздавалась на натуре - под Выборгом и в Крыму, остальные сцены разыгрывались и снимались в павильонах студии.

Скромный хронометраж в 82 минуты не портит впечатление от фильма, история выглядит цельной и завершённой. Создатели картины ненавязчиво преподносят идею палеоконтакта. Фильм мне понравился, однако у меня вызвали отторжение некоторые фразы космонавтов, исполненные чрезмерного пафоса, а также излишняя эмоциональность Маши.

О том, как снимали фильм "Дорога к звёздам", можно прочитать по ссылке.